Первую партию автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец" завод "Коммунар" собрал 22 ноября 1960-го и до конца года выпустил около полутора тыщ "Запорожцев".
Базисная модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы.
После модернизации, проведенной в ноябре 1962 года, машина получила новое наименование - ЗАЗ-965А "Запорожец" и выпускалась до мая 1969-го.
Всего с сборочного потока сошло 322 106 экземпляров "Запорожцев" первого поколения.
Энтузиазм к микролитражным, как их тогда называли, машинам появился в мире к середине 50-х годов. Как это не покажется странноватым, но сделать мини-автомобиль намного труднее, чем большой. При проектировании маленький машинки очень остро встают вопросы сборки главных агрегатов (недостаток внутреннего места) и общей массы автомобиля (огромные и томные агрегаты использовать нельзя).
Потому конкретно на малых автомобилях интенсивно экспериментировали с компоновочными схемами и применяли самые различные технические решения, что сразу увеличивало энтузиазм конструкторов к таким машинам и осложняло выбор более прогрессивной конструкции.
При разработке в нашей стране нескольких опытнейших и экспериментальных микроавтомобилей традиционная сборка для их была признана нерациональной, потому что карданная передача ограничивала полезное место салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля.
От фронтального привода создатели российских микроавтомобилей тоже отказались практически сходу: он не обеспечивал нужной проходимости, долговечности и технологичности.
На Западе большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы по заднемоторной сборке, конкретно на ней и было решено тормознуть, хотя в СССР никогда ранее заднемоторных легковушек не выпускали.
На волне общего энтузиазма к микроавтомобилям к схожей работе приступил и Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). который начал работу над новой машиной, получившей наименование "Москович-444".
Поздний вариант "Москвича" стал прототипом для автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец". В ноябре 1958 года под выпуск нового микроавтомобиля решили перепрофилировать комбайновый завод "Коммунар" в городе Запорожье.
А двигатели для "Запорожцев" должен был начать выпускать расположенный поблизости Мелитопольский моторный завод.
В конце 1958 года в конструкторское бюро МЗМА прибыла бригада инженеров с ЗАЗа, которая совместно с московскими конструкторами приступила к подготовке технической документации для серийного производства нового микролитражного автомобиля.
В апреле 1959 года всю работу над моделью ЗАЗ-965 полностью передали в Запорожье. Главным конструктором по новой машине ЗАЗ-965 "Запорожец" стал Ю.Н.Сорочкин.
В то же время, с 1955 по 1959 годы, в НАМИ под руководством А.С.Айзенберга создавали четырех цилиндровые двигатели воздушного охлаждения: один с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров (рабочий объем 752 см 3 ), второй более компактный, редкой конфигурации с V-образным расположением цилиндров (рабочий объем 746 см 3 ). Поскольку момент сил инерции в V-образном двигателе оказался неуравновешенным, то в конструкцию этого мотора пришлось вводить вал с противовесами, вращающийся при работе в противоположную сторону коленчатому валу с тем же числом оборотов.
В результате для "запорожца" выбрали V-образный мотор НАМИ - в том числе и потому, что его производство можно было сделать многопрофильным: он подходил и для ЗАЗ-965, и для армейских транспортеров переднего края (ТПК). Этот мотор оказался более приспособленным к обслуживанию, чем его оппозитные конкуренты (включая двигатель МЗМА).
Например, у него был значительно проще доступ к клапанному механизму для регулировки зазора - не мешали кожухи задних колес.
На машине новый двигатель объединили с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом в единый силовой агрегат (при этом полностью отсутствовала карданная передача), что позволило очень компактно его разместить в корме, высвободив остальное пространство кузова для размещения пассажиров и их багажа.
Кузов у "Запорожца" несущий, двухдверный.
Минимальное количество дверей значительно повышает жесткость небольшого кузова. Кроме того, двухдверная конструкция позволила сделать имеющиеся двери широкими, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями, так как 20% запорожских автомобилей с самого начала планировалось оснащать ручным управлением для инвалидов. С этой же целью на первом "Запорожце" двери навесили на задних петлях, а не на передних.
Такая конструкция, хоть и считалась уже устаревшей, так как неплотно закрытая дверь могла самопроизвольно распахнуться на ходу от набегающего потока воздуха, способствовала более удобному входу-выходу из машины. В передней части кузова находилось багажное отделение, топливный бак (30 л), запасное колесо и аккумуляторная батарея.
Дополнительный небольшой багажник предусмотрен также за задним сиденьем.
"Запорожец-965" с самого начала был хорошо принят потребителем.
Горожане быстро оценили его маневренность, экономичность, высокую прочность кузова. Независимая подвеска всех колес обеспечивала автомобилю хорошую устойчивость и управляемость на дороге.
Кроме того, малая масса силового агрегата, простота и разборная конструкция (съемные цилиндры) позволяли отремонтировать автомобиль практически в чистом поле.
Пользовались уважением "Запорожцы" и в сельской местности, отчасти из-за своих вездеходных способностей.
Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, небольшим свесам кузова, независимой подвеске всех колес, постоянной загрузке (не менее 60% от общей массы) ведущих колес и сравнительно широкой колее.
В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить достаточно легкую (650 кг) машину из плена.
Однако малый объем багажника (0,1 м 3 ), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали справедливые нарекания потребителей.
Справедливости ради следует отметить, что нередко (особенно на машинах первого выпуска) торсионы передней подвески теряли упругость, а в жуткую погоду двигатель на машине сильно перегревался.
Трое неразлучных друзей - ученый-физик Степан, ветеринар Роман и дипломат Вадим - отправляются на автомобиле отдыхать дикарями на берег Черного моря.
Покой сугубо мужской компании нарушает неугомонный "Запорожец", привезший к месту отдыха троицы артистку цирка Зою и киноактрису Наташу. Девушки хороши собой и аргументировано доказывают, что именно они из года в год отдыхают здесь. Начинается нешуточная война, в которой одним из самых основательных "залпов" стало знаменитое: "А это что у вас?
Консервная банка системы "Запорожец"?
" Впрочем, в финале все приходят к полному взаимопониманию.
Схема автомобиля ЗАЗ-965А "Запорожец"