Тяжкий штабной автомобиль «Xopьx-830R» в базисном многоцелевом 5-местном выполнении Kfz. 16/1 оснащался движками V8 мощностью 62 либо 70л.с. и вездеходными шинами с посадочным размером 20дюймов.
1937 год.
"Хорьх" — одна из легенд германского автопромышленности.
Эту марку чаше всего отождествляют с самыми престижными, массивными, дорогими И шикарными легковыми машинами 1920-1930 годов для европейской элиты, но военные награды конторы "Хорьх" более значительны.
Довольно сказать, что в годы 2-ой мировой войны большая часть более приличных штабных машин. вэдовых многоцелевых автомобилей и легких бронемашин носили конкретно эту марку.
Честь основания конторы собственного имени сначала XX века принадлежала известному германскому авто конструктору Августу Хорьху (August Horch). Правда, через пару лет он был обязан покинуть ее, и формально вся пришедшая позже к машинам "Хорьх" слава не имела к нему никакого дела. Выпуском популярных легковых автомобилей с многоцилиндровыми моторами компания "Хорьх" стала заниматься в 1920-e годы, а потом, пережив трудные времена, вошла в состав авто концерна "Ауто Унион".
Приход К власти Гитлера практически сразу сказался на положении "Хорьха", продукция которого полюбилась новейшей нацистской военной вершине. Видимо, в благодарность за отличные машины к середине 1930-x годов главный завод "Хорьх" В Цвиккау был реконструирован, обустроен новым прецизионным оборудованием, многошпиндельными полуавтоматами и современными испытательными щитами. Только позже стало ясно, что настолько щедрые издержки были изготовлены на благо милитаризации германской экономики, позволив ввести "Хорьх" В число головных поставщиков томных легковых штабных автомобилей и вэдовых боевых машин.
В то время и до конца войны компания уверенно занимала одно из фаворитных мест в военной сфере, контролируя фактически весь выпуск многоцелевых армейских автомобилей среднего и томного классов.
Сразу с созданием военной техники компания упрямо продолжала улучшать и расширять программку собственных легковых автомобилей высочайшего класса, являвшихся гордостью Германии и продолжавших воспользоваться постоянным фуррором у высшего военного командования и политического управления Третьего рейха. В 1930-е годы базисными являлись малая серия 830/930 с новыми 8-иилиндровыми V-образными моторами (3,0-3,8 л, 70-92 л.с.) и "большая пятилитровая включавшая особо шикарные машины моделей 850, 950 и несколько их производных с кузовами ведущих германских ателье.
Эти машины роднили рядный 8-цилиндровый мотор объемом 4,9 л с верхним распределительным валом, разработанный в 2-ух исполнениях мощностью 100 и 120 л.с. синхронизированные 4-ступенчатые коробки с ускоряющей ступенью, неразрезные мосты на рессорной подвеске и гидравлический привод барабанных тормозов. В Вермахте более обширно использовались последующие серийные легковушки.
70-сильный вариант 830В эталона 1935 года, модель 930V (1937-1940) с различными движками мощностью 82 и 92 л.с. и их длиннобазный вариант 830BL (1935-1940) со всеми вариациями базисных моторов (75, 82, 92 л.с.).
Для штабной службы они снабжались несколькими видами закрытых кузовов, включая 7-местный "пульман-лимузин", на неких машинах сзади навешивался закрытый ящик-кофр для перевозки военного снаряжения.
Компания собирала на их шасси емкие санитарные версии двойного предназначения со особыми цельнометаллическими кузовами. Такие авто имели не настолько уж высшую полную массу (1,65-2,1 т) и развивали скорость 110- 130 км/ч.
В военное время в салонах легковушек размещали походные радио- и звуковещательные станции, а их кузова иногда заменяли на более практичные упрошенные прямоугольные деревометаллические фургоны с задними дверями для перевозки четырех раненых на носилках. Наиболее дорогими и роскошными являлись личные машины на шасси 850, принадлежавшие высшим военным чинам рейха.
Например, у генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля был спортивный 100-сильный "Хорьх-853", а рейх маршалу Герману Герингу принадлежал наиболее редкий вариант "Хорьх-855" мощностью 120 л.с. с двухместным кузовом "спорт-родстер" фирмы "Глэзер" С противопульным бронированием и редким тогда радиоприемником, достигавший скорости 140 км/ч.
На этих автомобилях обычно стояли колеса известной немецкой фирмы братьев (Hering) из Ронненбурга, что стало поводом для некоторых отечественных коллекционеров заявлять, что именно их машинами пользовался сам Геринг (Goering).
Основной базой для тяжелых штабных заднеприводных "кюбельвагенов" являлась наиболее простая и легкая серийная гамма 830. Первый прототип такого автомобиля появился еще в 1933 году и представлял собой полуспортивный 62-сильный вариант легковой машины "Хорьх- 830" с полностью открытым кузовом с четырьмя раздельными сиденьями и оспицованными колесами.
На следующий год начался выпуск специального армейского автомобиля на шасси 830 (колесная база — 3200 мм) с двигателями V8 мощностью 62 или 70 л.с.
На нем монтировали разные упрошенные открытые кузова без боковин и дверей, кузова с открытыми дверными проемами и брезентовыми фартуками, ящиком-багажником на месте задних сидений или с многоцелевыми фургонами. В комплектацию входили крепления для стрелкового оружия, дополнительные канистры на подножках, шанцевый инструмент, различное навесное оснащение, отсеки для амуниции, специальные шины и буксирные крюки. От базового легкового варианта они отличались увеличенными колеей и дорожным просветом, колесами с посадочным диаметром 20 дюймов (вместо 18) и возросшей до 2,2-2,7 т допустимой полной массой.
Многоцелевой 5-местный автомобиль имел военный индекс Kfz.16/l, разведывательный вариант с 2- или 3-местным закрытым кузовом собственной конструкции и радиостанцией — Kfz.
17, машин для прокладки телефонного кабеля — Kfz. 15.
До 1938 года их было построено 4536 экземпляров. В 1936-1937 годах в небольших количествах выпускался также 75-сильный "кюбельваген " — тягач "Хорьх-830Вk" (Kfz. 12) с укороченным кузовом.
В 1939-1940 годах было собрано еще 50 длиннобазных 92-сильных грузопассажирских автомобилей 830BL с упрошенными открытыми 4-дверными деревянными кузовами для перевозки до пяти лежачих раненых.
Машины "Хорьх" являлись наиболее мощными германскими "кюбельвагенами" тяжелого класса, достигавшими на шоссе максимальной скорости 110 км/ч и имевшими запас хода до 375 км.