Предшественник «Москвича-400-420» - Opel-Kadett-K38 - выпускался в г.Рюссельхайм, приемущественно до войны (с 1937 по 1940 году завод произвел 74197 Опель Kadett, за 1942–1943 годах из ворот завода вышло только 9 машин).
При этом завод выпускал как дешевенькие двудверные версии ценой 2100 рейхсмарок (фото1.
фото2. фото3. фото4. фото5 ), так и поболее дорогие и редчайшие 4-х дверные модификации ценой в 2350 рейхсмарок.1-ый «Москвич-400-420» сошел с сборочного потока 4 декабря 1946 года и отличался от «Опеля» разве что усиленным генератором (100 Вт против 90), регулировочными данными и наименьшей наибольшей скоростью. Машина выпускалась на рюссельхаймской производственной полосы, вывезенной СССР из побежденной Германии в 1945 году.
Наружное сходство «Москвича» и Опель, кроме промышленных шильдиков, было практически полным. Но чтоб запустить в создание «Москвича» конструкторам и технологам завода пришлось переработать весь автомобиль.
Дело в том, что Опель уже тогда принадлежал GM, потому весь крепеж, вся арматура была дюймовой. Необходимо было в кратчайшие сроки поменять все на российские аналоги в метрической системе. Сразу с этим в конструкцию вносились конфигурации.
До недавнешнего времени на заводе, в КБ кузовов, хранились плазы «Москвича-400-420», где вся проделанная работа была видна.
Когда машина была стопроцентно готова к производству, по предложению Заместителя головного конструктора О.В.Дыбова она получила заглавие "Москвич" в честь приближающегося 800-летия столицы.
Сходу следует уточнить, что «Москвичи» 400-го семейства несли двойной индекс: 1-ое число означало модель мотора, а 2-ое — модификацию кузова.
Базисная модификация кузова – 4-х дверный автомобиль – обозначалась индексом «420».
«Четырехсотый» движок имел степень сжатия 5,8 единиц и работал на бензине с октановым числом 66.
Его мощности в 23 л. с. при 3400 об/мин полностью хватало, чтоб на ровненьком шоссе машина шла со скоростью 90 км/ч.
Рычаг переключения передач до 1951 года располагался на верхней крышке коробки, а позднее был перенесен на управляющую колонку. Сама коробка была трехступенчатой с несинхронизированной первой передачей,
Необыкновенной чертой машины являлась независящая подвеска фронтальных колес типа Дюбонне. Нареченная по имени изобретателя, французского гонщика 20-х годов ХХ века, она обеспечивала колесу качание в плоскости, параллельной продольной оси машины.
Фиксировали колесо два продольных рычага. Один действовал на пружину, заключенную в цилиндрический корпус, где располагался гидравлический амортизатор однобокого деяния.
Этот кожух сразу служил резервуаром амортизаторной воды и мог поворачиваться относительно шкворня. Другой рычаг, шарнирно соединенный с корпусом, передавал на него реактивные усилия при торможении, когда колесо совместно с тормозными колодками и их опорным диском стремилось оборотиться относительно первого рычага.
Подвеска задних колес на продольных полуэллиптических рессорах представляла конструкцию, классическую для многих десятилетий авто техники.
А вот тормоза были необычными. На «Москвиче» металлический тормозной барабан сразу служил и ступицей, и диском колеса.
Барабан посиживал конкретно на шариковых подшипниках цапфы фронтальной подвески либо же на конической шее полуоси заднего моста.
Шпильки крепления колеса были вынесены на очень допустимый конструкцией поперечник. Потому колесо, заместо обычного нам сейчас диска, фактически имело только обод с гнездами для гаек.
В целом избранная конструкция подвески, тормозного барабана и колеса обеспечивала малую массу неподрессоренных деталей, что положительно сказывалось на стойкости машины.
Из других особенностей конструкции необходимо отметить отсутствие салонного отопителя («печки»). Стеклоочиститель приводился в движение гибким валом от мотора. Это, на 1-ый взор рациональное, решение имело один принципиальный минус.
В сильный дождик либо снег, когда дорога становилась скользкой и невольно приходилось идти на малой скорости, вследствие малого числа оборотов мотора «дворники» работали медлительно и не успевали очищать стекло.
Конструкция автомобиля повсевременно совершенствовалась. Вот только некие из приметных конфигураций внешнего вида и интерьера: до января 1948 на левом кронштейне фронтального бампера крепился звуковой сигнал; до июля 1951 года КПП имела напольное управление, потом, в целях улучшения эргономичности, ее рычаг перевели под рулевое колесо, связав с коробкой системой валов, менявшейся в январе 1954 г, и тяг; с июля 1951 года ножка заднего фонаря значительно укоротилась, в стандартную заводскую комплектацию вошли указатели поворотов; в июле 1952 года рычаг ручного тормоза перекочевал с пола под торпедо, зачем возле стойки левой передней двери добавили кронштейн
"Москвич-400-420" нередко представлялся на различных выставках, а на выставке в г.Пловдив (Болгария) в 1952 году был даже представлен оригинальный разрез этого автомобиля.
«Москвич-400-420» выпускался до 1954 года, а затем на замену ему пришел «Москвич-401-420» выпускавшийся до 1956 года и отличавшийся более сильным мотором (26л.с. при 4000 об/мин и степенью сжатия 6,27), что нашло отражение в сменившемся индексе.
Внешне эти модели кажутся практически идентичными, но небольшие отличия все таки существуют: например, руль получил железные спицы, обод из пластмассы синего, коричневого, белого или серого цветов и кнопку сигнала такого же цвета. Также были ликвидированы многочисленные мелкие дефекты: легко ломающиеся механизмы дверных ручек и замка капота, не очень хорошая пылезащита, недостаточная устойчивость к коррозии и периодическое появление трещин на поверхности кузова.
Защиту кузова удалось улучшить с помощью модификации состава покрытия, а проницаемость для пыли понизилась после установки дополнительных усилителей и применения двухрядной точечной электросварки.
Кстати, несмотря на увеличение габаритов некоторых частей и введение усилителей, «Москвич-401-420» не стал, как можно было предположить, значительно тяжелее: этого удалось достичь за счет точечного облегчения многих узлов конструкции - например, каркаса сидений.
Еще немного об экстерьере этих автомобилей: на стыке боковины капота с передним крылом из-за своеобразной конфигурации первой между ними была заметная щель, которая играла роль вентиляционной прорези. В центре переднего бампера было предусмотрено фигурное отверстие для пусковой рукоятки. Передние двери открывались по ходу машины и имели одну наружную нижнюю петлю.
Задняя дверь на двух наружных петлях отворялась против хода автомобиля.
У машины был только один задний габарит — с левой стороны над номерным знаком. В нем стояло темно-красное стекло, а для подсвета номерного знака служило окошечко с бесцветным стеклом. Хромировались следующие детали: колпаки колес, дверные ручки, бамперы, накладка ниже порога дверей, длинный молдинг вдоль поясной линии кузова, молдинги и надпись «Москвич» на боковине капота, орнамент на высшей части облицовки радиатора, накладка вдоль капота, тонкие ободки фар, пробка бензобака (стоит с правой стороны).
Также были отхромированы вертикальные перемычки облицовки и две небольшие накладки рядом с местами крепления бампера.
На колпаках колес и концах бамперов красной краской заполнены впадины.
Эмблема на радиаторе имеет хромированную окантовку, внутри которой на белом фоне изображена стилизованная башня Кремля.
Надпись «ЗМА» — красная.
«Москвич-400-420» и «Москвич-401-420» никогда не окрашивались в два цвета и не оснащались колесами с белыми боковинами.
Наиболее распространенные цвета окраски кузова: темно-серый, темно-бежевый, сине-зеленый.
Всего было выпущено 247,5 тыс. машин этого семейства всех модификаций, из них 17 742 кабриолета.
Стоимость обычного седана составляла 9 тыс. дореформенных рублей, что было на 7 тыс. рублей ниже стоимости «Победы».
«Москвичи» принимали активное участие и в спортивных соревнованиях - уже в феврале 1949 года завод выставил серийный «Москвич-400-420» на зимние гонки Москва — Минск — Москва, Результат — первое место в своем классе и всесоюзный рекорд на дистанции 1000 км — 83,8 км/ч.
В апреле 1956 года 400-ое семейство уступило место на конвейере новой конструкции - «Москвичу-402».
(Информация подготовлена с использованием материалов Игоря Ермакова. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)
В первом ряду послеовательно представлены модели мастерских "КАН" (г.Краснодар), AGD (г.Калининград), ANY-models (г.Москва) и "Финоко" (г.Омск). Последние две модели в текущее время не выпускаются
Во 2-м ряду представлены модели "Москвич-400-420" неустановленных мастеров.
Кроме того, модель автомобиля "Москвич-400-420" выпускается также мастерской "Киммерия" (г.Херсон).
Интересная статья о достоверности тех или иных моделей "Москвича" напечатана в журнале "Автомобильный моделизм" №1/2002.
Следует, впрочем, подразумевать естественный субъективизм автора статьи и то, что в обзоре представлены модели не всех производителей.