Пролаз 695, он же «Львов» – русское, а потом украинское тс, которое выпускалось на автобусном заводе Львова. Его можно смело вносить в Книжку рекордов Украины. Машина часто модернизировалась и (внимание!) удержалась на конвейере целых 46 лет.
Это уникальный в собственном роде рекорд, когда на единственном заводе выполнялась одна и та же модель автобуса.
Создание русских Пролазов стартовало сходу после войны, в 1945-м году.
Сначало тут желали выпускать ЗИСы модели 155, но юный коллектив решил проявить инициативу.
Инженер Осепчугов заразил собственных коллег «автобусной заболеванием». Весь модельный ряд Пролаз .
Вообщем, наружность автобуса ЛАЗ-695 несколько раз подвергалась улучшениям. В главном они задели корпуса, хотя общие размеры и сборка остались прежними. Значимым новаторством первого поколения стала прокачка задней части, а потом и фронтальной, когда «прилизанную» форму сменили на козырек.
Временами изменялись эмблемы Львовского завода, также меж фарное место, фронтальные бампера и даже колпаки колес.
1-ое время ЛАЗ-695 был несовершенен.
Двери были недостаточно широкими, около их не было площадки, проход меж сидениями оставлял вожделеть наилучшего. Увлекательной особенностью первых Пролазов была стремительная трансформация в санитарную машину. Сиденья демонтировались, а справа от водителя располагалась дверца для удобства погрузки покалеченых.
Беря во внимание реалии послевоенного времени, такая модификация была более чем животрепещущей.
Так как вариантов ЛАЗ-695 было довольно много, мы остановимся на самой пользующейся популярностью моделью ЛАЗ-695Н, которая в большинстве случаев использовалась для перевозки пассажиров.
Автобус имел кузов вагонной формы, был 3-х дверным. Две четырехстворчатых двери предназначались для пассажиров, еще одна – для водителя. Сиденья размещались в четыре ряда, а движок – сзади.
Также в салоне была воздушная система отопления, которая использовала тепло системы остывания.
Ну а мест для сиденья было 34, общая пассажировместимость достигала 67 человек.
Огромное количество устройств, контрольных лампочек и кнопок для управления дверьми, освещением и прочим, располагались на единственной приборной панели непосредственно перед шофером. Рычаг тормоза стояночного типа и ручка управления коробкой разместились по правой стороне от шофера. Сразу возле передней двери расположилось двойное кресло, которое развернуто на 90 градусов.
За задней же дверью, в конце автобуса, установлен большой диван на 5 посадочных мест.
ЛАЗ-695-ый обладает бензиновым V-образным восьмицилиндровым силовым агрегатом с карбюраторной системой подачи от ЗИЛ 130Я2. рабочий объем которого составляет 6 литра.
Мотор, функционирующий на бензине является, чуть не главнейшим минусом машины, так как традиционный расход горючего составляет целых 35-40 литров на сотню километров, а ведь и сам бензин стоит намного дороже, чем дизельное топливо.
Предельная скорость ЛАЗа – 80 км/ч.
Между прочими характеристиками, необходимо выделить присутствие 34-ех посадочных мест и водительское сидение, на которое устанавливались рессоры. Данное устройство давало возможность менять положения в разных плоскостях.
ЛАЗ-695 оборудовали воздушной отопительной системой, в какой для того, чтобы охладить мотор были использованы тепловые системы охлаждения.
Уже в 1985-ом году, инженерный состав предприятия смогли сконструировать модификацию 695-НГ, какая функционировала на природном газе.
Потом, данная модификация пользовалась немалой популярностью, когда был в самом пике топливный кризис.
Механическая 5-ти ступенчатая коробка оснащалась синхронизаторами на 2-ой и 5-ой скоростях.
Также шла 2-ух контурная система тормозов с пневмоприводом. Вдобавок ко всему, российский автомобиль имел зависимую подвеску – впереди стояли амортизаторы и рессоры полиэллиптического вида, а сзади похожее устройство, однако без амортизаторов.
Данный социальный автомобиль обладал неприхотливыми качествами в эксплуатировании, было выносливое и отличилось надежностью среди водителей. Автобус имеет дисковые колеса, а те в свою очередь – бортовые и замочные кольца.
На заднем мосту установлены спаренные колеса.
Размер шин следующие: 280-508Р.
Во всех колесах давление составляет 0.50 МПа.
Если говорить о сцеплении, то оно было выполнено в форме сухого однодискового формата с гидроприводом выключения через четыре рычага, которые выключаются. В гнезде кожуха сцепления находится шестнадцать нажимных пружин. В главный цилиндр выключения сцепления заливают тормозную жидкость.
Рычаг переключения связан с коробкой переключения передач тягой в виде трубы.
Карданный вал обладает двумя карданами. Из двух мостов, ведущий – задний.
1-ая ступень в основном редукторе, а 2-ая в колесных. Картер моста сварен и штампован.
В центральном редукторе шестерни получили нарезку зубьев по форме спирали.
В разъемной коробке поместился дифференциал. В редукторе колеса применяются стандартные шестерни цилиндрической формы, имеющими внешнее и внутреннее зацепление. Расположенный впереди мост состоит из кованой балки, имеющей двутавровое сечение.
При помощи рессор и пружин достигается плавный ход – если автобус не нагружен, функционируют рессоры, если ЛАЗ едет под нагрузкой, в силу вступают и пружины.
На конце рессоры присутствуют штампованные чашки, на которых находятся резиновые подушки.
695-ый обладает рулевым управлением с усилителем, который призван облегчить работу шофера, и повышает безопасность движения при повороте. Задействует рулевое колесо с рулевой колонкой, редуктор, расположенный в углу. Он имеет карданную передачу и рулевое устройство механизма.
Усилитель руля оказывает воздействие на сошку устройства руля.
К механизму руля относят червяк 3-ех гребневым роликом глобоидальной формы.
Система тормозов двухконтурного вида, имеет пневматический привод и барабанный механизм. Тормоз стояночного типа влияет на устройства задних колес.
Их привод – механический. Тормоз запасного типа – один из контуров рабочей системы тормозов.
Давление в пневматическом приводе тормоза равняется 6.0 - 7.7 кгс/см.кв. Приводит в действие воздушный компрессор, обладающий парой цилиндров. Он имеет поршня и водяное охлаждение.
Также он соединен гибкими шлангами с пневматической системой.
В регуляторе давления находятся клапана шарикового типа. Чтобы накопить воздух, установлены 5 ресиверов с датчиками давления. А на одном из них даже существует кран для накачивания колес.
В тормозном барабане содержится две тормозные колодки.
Тс ЛАЗ-695Н выпускалось в период 1976-2002. За этот период времени было выпущено более 160 тысяч автобусов. Сейчас их производством занимается Днепродзержинский завод.
Там автобусы производятся с 2003-го года.
Приобрести ЛАЗ на вторичном рынке можно даже за 5000 долларов – все зависит от года выпуска и комплектации.
ЛАЗ 695 синего цвета
Наверное, нет в нашей стране человека, который никогда в жизни не ездил на ЛАЗ-695Н. Модель стала легендарной и символичной для всего Советского Союза. Особой популярностью данный автобус пользовался на рейсах протяженностью до 100 км.
И пусть он сейчас уже не выпускается, но в некоторых поселках и небольших городах до сего времени можно увидеть старые, добрые «лазики».