Прародителем сегодняшней компании "Мультикар" из саксонского городка Вальтерсхаузена считается маленькая механическая мастерская Артура Адэ (Arthur Ade), где с 1920 г. собирали легкие 3-колесные грузовые машины. После 2-ой мировой войны компания оказалась на местности ГДР и называлась "Народное автомеханическое предприятие" (VEB Fahrzeugwerk).
В 1956 г. там начался выпуск простых автокаров "DK3" для внутризаводских перевозок, получивших заглавие "Дизельамайзе" (Dieselameise) - "Дизельный муравей".Шофер автокара, стоявший впереди моторного отдела, управлял им с помощью боковых ручек.
Эти машины оснащались 1-цилиндровым 4-тактным мотором воздушного остывания (650 см3, 6 л.с.), имели грузоподъемность 1850 кг, могли передвигаться со скоростью 15 км/ч и с самого начала предлагались с пятью различными кузовами.
В 1958 г. в первый раз появилась отлично популярная сейчас марка "Мультикар", указывавшая на легкий функциональный автомобиль-шасси.
В первый раз ее получил "Дизельный муравей", переименованный в "Мультикар-D".
От предшественника он отличался округленными огораживаниями места водителя и кожухом над движком, который получил жидкостное остывание и имел мощность 6,5 л.с.
Через два года его усовершенствованный вариант окрестили "Мультикар-21". Исключительно в 1964 г. модернизированный 2-тонный "Мультикар-22" получил универсальные способности. Его оборудовали вихрекамерным дизелем V2 (800 см3, 13 л.с), стопроцентно синхронизированной 3-ступенчатой коробкой, 1-местной закрытой кабиной с сидением для водителя и обыденным управляющим колесом.
В таком виде "Мультикар-22" выпускался в течение 10 лет.
Наряду с модернизацией его конструкции на заводе создавалась широкая палитра разных кузовов, надстроек, подвесного и прицепного оборудования. Меж тем, только с рождением в 1974 г. 2-тонного "Мультикара-24" полной массой 3,7 т, оборудованного закрытой цельнометаллической 2-местной откидывающейся кабиной, ранее примитивная машина заполучила вид маленького автомобиля, ставшего неподменным в почти всех отраслях хозяйства.
На нем установили 4-цилиндровый дизельный движок (1997 см3, 45 л.с.) и синхронизированную 4-сгупенчатую коробку.
Наибольшая скорость возросла с 23 до 50 км/ч.
Самым известным было 2-тонное семейство "Мультикар-25", предлагавшееся с октября 1978 г. в 17 главных вариантах и 22 модификациях с различными надстройками. Главными отличиями от предшествующей серии стали более емкая и комфортная 2-местная кабина, усиленное шасси, 2-контурная система гидропривода тормозов, интегрированные гидросистемы для привода вспомогательного оборудования.
Базисными являлись модели "2501" и "2502" с бортовыми кузовами и колесной базой соответственно 1970 и 2675 мм.
На их шасси предлагалось несколько типов самосвалов, коммунальных машин, разных фургонов, сменных кузовов, лестниц, гидроподъемников и т.д.
Поставки Multicar 25 в СССР начались в 1980 г незадолго до начала Столичной Олимпиады.
Уже к началу 1983 г в СССР работали более 4000 таких автомобилей, причём 3600 из их были куплены в 1982 г. Всего же в СССР поступили более 20000 автомобилей семейства Multicar 25.
Осноную массу поставленных в СССР машин составляли модели 2548/20 (поливо-моечный автомобиль с резервуаром для воды и фронтальной разбрызгивающей планкой), 2548/22 (подметально-уборочный автомобиль с резервуаром для воды, подметальным валиком и приспособлением для разбрызгивания воды), 2519/23 (снегоуборочный автомобиль с плужным отвалом, бункером для песка и приспособлением для его разбрасывания), 2551 (коммунальный автомобиль для сбора мусора, оснащённый резервуаром с уплотнительным устройством), самосвалы 2513 и 2510 с задней и трёхсторонней разгрузкой.
Поставлялись и другие модификации: бортовые грузовики, в том числе с грузоподъёмным задним бортом, фургоны, телескопические вышки и лестницы. Малые габариты и маневренность "Мультикаров" позволяли использовать их там, где не могли применяться другие машины, а именно для уборки тротуаров, дворов, парков.
Очень полезной оказалась возможность резвой смены специального оборудования, для которой к тому же не требовалось никаких дополнительных приспособлений.
Естественно, авто Multicar стали объектом завышенного энтузиазма личных лиц, в особенности сельских обитателей.
Но в СССР приобретение грузового автомобиля личным лицом было нереально.
Часто после выработки ресурса списанные "Мультикары" резались автогеном напополам, чтоб исключить их предстоящее внедрение.
Только с началом перестройки бессчетные авто Multicar 25 оказались в личных руках.
Как и в случае в Robur и IFA, в конце восьмидемятых поставки новых автомобилей и запчастей закончились.
Это привело к быстрому списанию этих машин.
По сей день дожили немногочисленные Multicar 25, принадлежащие частным владельцам.
Популярность и универсальность "мультикаров", в целом удовлетворявших требованиям западноевропейского рынка, позволила им достаточно благополучно пережить объединение ГДР и ФРГ.
При всем этом завод переименовали в Акционерное общество специализированных машин "Мультикар" (Multicar Spezialfahrzeuge GmbH).
Оно оказалось единственным из автомобильных предприятий ГДР, сохранивших без изменения свое прежнее производство.
В текущее время на заводе собирают примерно 1500 автомобилей в год. Не сравнить, конечно, с былыми объемами. Однако, если вспомнить, что произошло с автомобильной промышленностью ГДР, результат этот очень солидный, а главное позволяющий развиваться и внедрять новые модели.
Как и прежде, непосредственно на заводе делают кабину, раму и кузова.
Все остальные комплектующие покупные.
Основу производственной программы составляют Multicar 26 (эта модель выпускается с 1991 года) и поболее современный Multicar 30 (он же Fumo), который встал на конвейер ровно через десять лет, в 2001 году.
У обоих — два варианта колесной базы, двухместная или пятиместная кабина; колесная формула 4х4 либо 4х2; по заказу — межколесная блокировка сзади.
Любопытно, что и «старая», и «новая» модели комплектуются одинаковым четырехцилиндровым турбо-дизелем IVECO, но с разной настройкой электронных «мозгов».
Мотор Fumo развивает 105 «лошадей» и 250 Нм, а у ветерана «двадцать шестой» модели он слабее: 90 л.с. 210 Нм. (Кстати, вначале на Multicar 26 устанавливался фольксвагеновский дизель.)
Недавно в производственной программе завода появился и совершенно новый автомобиль по имени Tremo. Это самый компактный (ширина 1,3 м, длина 3,69 м) и маневренный (все колеса поворачивающиеся) Multicar.
Он оборудуется исключительно гидростатической трансмиссией и 85-сильным турбодизелем Volkswagen.
При всем этом такие машинки собираются не на конвейере, а небольшими партиями, в отдельном цехе.
Кстати, все без исключения автомобили завод делает «под заказ». Дело в том, что к современному Мультикару можно присоединить 60 вариантов различного оборудования.
Помимо привычных нам снегоуборочных и подметально-поливальных работ грузовичок может косить газоны, забивать сваи, измельчать ветки, перевозить и разгружать контейнеры, удалять сорняки….
Поэтому, до того как начать изготовление машины, представители фирмы должны хорошо представлять, где она будет работать зимой и чем займется летом.
От этого будет зависеть уровень комплектации шасси.
Существует несколько вариантов оснащения гидравликой — от самого простого (например, для подъема самосвального кузова) до насосов высокой производительности, которые обеспечивают привод сложных, энергоемких механизмов. Когда проходишь вдоль конвейера, видно, что некоторые шасси забраны в паутину гидравлических труб и трубочек…
Кстати, сменное оборудование, с которым работают Мультикары, завод не производит, а закупает у специализированных фирм — таких, как, например, Gmeiner, Тerra-trade или Schmidt.
Причем иное оборудование может стоить значительно дороже, чем сам автомобиль!
Например, если «двадцать шестой» Мультикар с самосвальным кузовом стоит на заводе примерно 26000—30000 евро (зависимо от комплектации), то машинка с пылесосом для уборки улиц обойдется уже в 90000 евро. Чистота — удовольствие недешевое…