Fiat Auto S.p.A. Corso Giovanni Agnelli 200, I-10125 Torino, Italia
FIAT Spa. - транснациональная компания, в состав которой, не считая авто компаний (Lancia, Феррари, Alfa Romeo, Abarth, Unic, Magirus Deutz, Pegaso, Braud, Hesston, Форд New Holland, Allis) входят и компании неавтомобильного направления.
Джованни Чейрано заключает контракт с финансистами о разработке компании по производству автомобилей
Джованни Аньелли (1945 год) и Витторио Валетта (1946 год)
Corso Dante 35 (3,5 PS)
Fiat Nuova 1100
Fiat 1200 Cabrio
1898 год - Инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключает контракт с группой туринских бизнесменов и финансистов о разработке конторы по производству автомобилей.
Ранее Чейрано выпускал на собственной малеханькой фирме велики.
1899 год - Готов макет первого автомобиля Welleyes, который разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). В этом же году регится компания "Fabbrica Italiana di Automobili Torino (F.I.A.T.), которая покупает компанию Чейрано.
Первыми руководителями новейшей конторы стали: бизнесмен Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia), финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio).
В вновь сделанную фирму перебегают многие сотрудники Чейрано: конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro), техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia).
Первым FIAT стал автомобиль построенный еще у Чейрано, но с 2-цилиндровым оппозитным движком мощностью 3,5 л.с. размещенным сзади.
Ему дали имя Corso Dante 35 (3,5 PS).
1901 год - В этом году FIAT меняет размещение мотора, устанавливая его вперед.
Первой таковой моделью стала "8 PS", которая оснащалась трехступенчатой КПП и механическими тормозами на приводе и задних колесах.
1902 год - Инженер Энрико (Enrico) делает автомобиль с более массивным 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 л очень схожий на Мерседес.
Джованни Аньелли одолевает в гонках на приз "Giro de Italia Automobilistico" и тем дает начало гоночной славе FIAT.
1904 год - На выпускаемых автомобилях подменяют древесную раму металлической, а сцепление фактически копируют с Мерседес.
В этом же году выпускается маленькая партия шикарных автомобилей с 4-цилиндровым движком объемом 10 л и мощностью 60 л.с. с трансмиссионным тормозом и водяным остыванием.
FIAT достигает огромных фурроров в спорте.
В гонках участвовали как серийные, так и специально сконструированные для этих целей машины.
Примером может послужить модель "75 PS" с объемом мотора 14112 куб. см, предназначенная для роли в розыгрыше кубка Гордона Беннета.
1906 год - Исчезают точки меж знаками F.I.A.T.
С этого момента официальное заглавие конторы - FIAT.
В этом же году компания начинает работу над автомобилем, который мог бы перевозить более 4-х пассажиров и 100 кг багажа.
1907 год - FIAT выпускает первую машину с 6-цилиндровым движком объемом 11 л и пневматическим стартером.
Выпущена модель "130 PS" выигравшая "Гран-При" Французского авто клуба.
1910-1912 года - FIAT начинает выпуск серии "Tipe 1 - 6", отличающихся объемами мотора.
1912 год - В этом году FIAT выпускает модель Zero, которая в первый раз получает обширное распространение.
1913 год - Перед первой мировой войной возникают модели с очень большенными объемами движков, как, к примеру, рекордные модификации "S 74" и "S 76". Последняя имела 4 цилиндра общим объемом 28 л.
1919 год - После войны другие компании заимствовали технологию FIAT по изготовлению спорткаров.Этому содействовал, а именно уход Джано и Бертарионе, которые одними из первых применили компрессоры в движках гоночных машин в компаниях ALFA ROMEO и SUNBIM.
Все серийные модели получали порядковые номера от 501 до 525 и не непременно в хронологическом порядке.
В этом году FIAT налаживает выпуск первой послевоенной серийной модели "501".
1921 год - В 20-е годы ответственность за долгосрочное планирование перебежала от Джованни Энрико, продолжателя дела Фаччиоли, к таким известным людям, как Карло Кавалли, Транквилло Зерби и Джулио Чезаре Каппа.
После первых тестов с компресором появился необыкновенный автомобиль, имевший 12-цилиндровый V-образный движок, который при объеме 1-го цилиндра 1.5 л. имел мощность 187 л.с. и наивысшую скорость 240 км/ч.
В этом же году FIAT налаживает создание сложной и дорогой модели "520 Superfiat" с 12-цилиндровым движком объемом 6.8 л. Но эта модель не была принята покупателями.
С 1921 по 1923 год выстроено всего 30 экземпляров.
1922 год - Невзирая на провал "Superfiat" компания повторяет попытку захватить место в секторе популярных машин, выпустив модель "519".
Эта модель выпускалась до 1929 года.
1923 год - Модель "502", выпуска этого года, имела при несколько огромных размерах кузова тот же движок, что и у "501".
1925 год - В это время объем производства рос с головокружительной быстротой. Если во время войны было сделано всего 35 тыщ автомобилей, то уже в 1925 году благодаря конвейерной технологии на современном заводе "Линготто" было произведено 40 тыщ машин при численности работающих всего 20 тыщ человек.
Традиционным примером подъема производства может служить модель "509". Это был дешевенький и удачный во всем автомобиль, потому исключительно в 1925-1929 годах было сделано 90 тыщ экземпляров этой модели.
Техническим новшевством "509" было верхнее размещение распределительного вала.
1926 год - В этом году происходит обновление неких моделей.
На базе "501" и "502" создается "503", а "510" подменяет более мощная "512".
1927 год - В этом году выпускается более комфортная модель "521", которая явилась первым автомобилем FIAT с гидровлическим приводом тормозов.
Также у "521" руль распологался слева и устанавливалось катушечное зажигание.
1929 год - На замену "509" приходит более мощная модель "514", которая не имела коммерческого фуррора, хотя германская компания NSU купила лицензию на ее создание и выпускала под маркой NSU-FIAT.
1930 год - 30-е годы ознаменованы моделями "515" и "522", любая из которых выпускалась в разных модификациях.
В этом десятилетии благодаря работам Фессии и юного Данте Джакозы поменялось направление технических разработок.
1932 год - В этом году компания сделала большой шаг вперед, начав общее создание дешевый модели "508 Balilla", нареченной в честь молодежной фашистской организации Италии.
1934 год - Возникает более мощная версия "518" - 6-цилиндровая модель "527 Ardita".
1935 год - В этом году происходит переворот как в области дизайна, так и в технике.
На авто выставке в Милане была представлена модель использовал новые технические решения: центральную трубчатую раму, аэродинамичный кузов и независимую подвеску фронтальных колес системы Dubonnet, также верхнеклапанный движок.
1937 год - На рынок выпускается освеженная "508 S".
В этот период основной продукцией FIAT были малолитражки.
1938 год - Выпустив в этом году шикарный лимузин "2800" FIAT обосновал, что способен делать и поболее престижную продукцию.
1939 год - На смену модели "508 S" приходит модель "1100". Наружное отличие этих моделей было в фронтальной части, которая у "1100" вроде бы "рассекала" воздух.
Годом позднее возникает модификация "1100 В", у которой был тот же кузов, но более сильный движок и регулируемая рессорная подвеска задних колес.
Модель выдержала в производстве прямо до 1948 года.
Во время 2-ой мировой войны компания перебежала в главном на выпуск военной продукции.
1945 год - Нелегким было послевоенное время. Нужно было провести большой объем ремонтных работ на заводах, требовалось отыскать новых клиентов.
Сенатор Джованни Аньелли погиб.
16 декабря1945 года, его отпрыск Эдоардо 14 июля 1935 года умер в авиационной катастрофе, а племянник Джанни был еще очень молод. Но Джованни Аньелли принял правильное решение, сделав своим преемником Витторио Валетту. При поддержке Гауденцио Боны, Гайаля де ла Шене и других тому удалось после 2-ой мировой войны сделать новый вид FIAT.
База фуррора была заложена ранее. В Мирафьори был построен новый завод.
Невзирая на относительно низкие корпуса, его производственные площади были больше, чем у огромного "Линготто" с его пятиэтажными зданиями. Завод в Мирафьори проектировался еще в 30-е годы.
В 50-е и 60-е годы он не один раз расширялся. В нескольких километрах от Мирафьори FIAT выстроил также комплекс "Ривальта". Но на этом децентрализация производства не завершилась.
Bcкope был открыт новый большой завод на юге Центральной Италии.
Производимые в это время модели очевидно представляли собой модернизированные довоенные машины, к примеру "500 В и C", "1000 В и Е" и "1500 и Е".
1950 год - появился совсем новый автомобиль "FIAT 1400".
Его несущий кузов был спроектирован компанией Pininfarina. Дизайн навеян моделью "Cisitalia Berlinetta", которую Pininfarina сделала из деталей "FIAT 1100".
В "1400" было огромное количество технических и конструктивных новшевств (взять хотя бы короткоходный движок - поперечник цилиндра и ход поршня: 82х55 мм), и она начала задавать тон в предстоящей разработке эстетики автомобилей компании.
На этой модели был в первый раз установлен дизель.
1951 год - Возникает модель "1900" и с сих пор тип машины обозначался в согласовании с объемом мотора.
1952 год - На рынок поступил спорткар "V8", 1-ая модель компании с независимой подвеской всех колес, производившийся малыми сериями.
Кузов для этой модели разрабатывала фирма Ghia.
1953 год - В этом году обновляется довоенный "1100". Модель назвали "Nuova-1100". У нее был несущий кузов.
Производилась до 1959 года.
Было изготовлено 250 тысяч экземпляров.
В 1955 году последнюю серию "500S Topolino" сменила модель "600", принесшая FIAT еще большую известность, так как была доступна многим итальянцам.
1957 год - Продолжая линию производства малолитражных автомобилей FIAT в 1957 году выпускает модель "Nuova-500".
За 15 лет выпущено более 3 млн. штук этой малышки.
1959 год - Модель "1800-2300" впервые была представлена на выставке в Женеве.
Кузов для "1200 Cabrio" был сконструирован на фирме Pininfarina.
Произведено свыше 15 тысяч машин этой модели.
1961 год - Появляется семейство заднеприводных моделей с 4-цилиндровыми (1300-1500 куб.см.) и 6-цилиндровыми (1800-2300 ку.см.) двигателями, которые сконструировал Аурелио Лампреди, бывший технический руководитель Ferrari.
1964 год - На базе модели "600" создается "850".
К FIAT присоединяется компания AUTOBIANCHI, хотя официальный договор о слиянии вступил в силу в 1967 году.
1966 год - Появляется модель "124", впоследствии ставшая прообразом первого советского массового автомобиля - ВАЗ-2101.
В этом же году производятся модели "Dino Spider" и "Dino Coupe".
1967 год - Начинается произвоздство седана "125". Слегка видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой "Polski Fiat".
Параллельно некоторое время выпускаются модели "1500L", "1800B", "2300".
1969 год - FIAT присоединяет к себе фирмы LANCIA и FERRARI. В этом году состоялась эпохальная для компании премьера первого переднеприводного автомобиля модели "128". Эта концепция, автором которой был Данте Джакоза, уже применялась компанией AUTOBIANCHI, входившей в состав FIAT.
Джакоза был первым. кто применил эту компоновку для малолитражных автомобилей.
В этом же году проходит демонстрация мощного комфортабельного седана "130".
1971 год - Концерн выпускает очередную переднеприводную модель "127" с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем.
Модернизируется модель "128", становясь более просторной.
1972 год - На замену "124" приходит модель "131 Mirafiori", названную так в честь головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали в различных комплектациях.
В продажу поступали его спортивная версия ABARTH для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой.
В этом же году запускается в производство очередная малолитражка "126".
1973 год - Компания решает запустить в серийное производство комфортабельный и дорогой "FIAT-132" с 4-цилиндровыми двигателями объемом 1585 и 1995 куб.см. но крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.
Начато производство двухместного автомобиля "Х 1/9".
1980 год - FIAT приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражка "Panda" с подчеркнуто угловатыми формами.
1985 год - На замену устаревшему "132" пришел переднеприводный седан "Croma", ставший первым итогом совместной деятельности фирм FIAT, Lancia и SAAB. На этой модели использовалиьс рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонаддувом, также дизельные моторы.
Многие детали шасси "Croma" были идентичны машинам Lancia Thema и SAAB 9000.