«Краткая справка.
Советский трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 - артиллерийский тягач и шасси для знаменитой «Катюши». История создания, особенности конструкции»
Трехосный тяжелый грузовой автомобиль ЗИС-6 был запущен в серийное производство на Московском автозаводе имени Сталина в 1934 году, сразу после освоения этим заводом производства грузовиков ЗИС-5.
С точки зрения конструкции ЗИС-6 представляет собой трехосный вариант грузовика ЗИС-5 и в значительной степени унифицирован с ним.
В отличие от своего двухосного аналога ЗИС-6 имеет усиленную раму и радиатор увеличенного заправочного объема. До 105 л (с 60) был увеличен также объем топливного бака. В его трансмиссии использован двухступенчатый демультипликатор.
Задние мосты проходные с червячным приводом. С каждой стороны автомобиля мосты связаны двумя полуэллиптическими рессорами.
Их средние части закреплены на кронштейне, поворачивающемся относительно цапфы, смонтированной на лонжероне рамы.
Автомобиль имел также снабженный вакуумным усилителем механический привод тормозов и компрессор для накачки шин.
Благодаря наличию трех мостов ЗИС-6 обладал хорошей проходимостью по размокшим грунтовым дорогам, болотистой почве, снегу и песку.
Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных цепей «Оверолл», устанавливаемых на колесах задних мостов.
Максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой была несколько ниже, чем у ЗИС-5, и составляла 55 км/ч.
В частях Красной Армии грузовик ЗИС-6 применялся в качестве транспортной машины общего назначения и как тягач артиллерийских орудий. Шасси этого автомобиля использовалось для создания тяжелого бронеавтомобиля БА-11. топливозаправщиков, автокрана АК-3, походных мастерских и агрегатных автомобилей подвижных электростанций.
Боевые машины реактивной артиллерии БМ-1З и БМ-8-З6 также были созданы на шасси ЗИС-6.
ЗИС-6 находился в производстве с 1934 года до октября 1941 года, когда началась эвакуация завода ЗИС.
После восстановления производства на заводе 3ИС-6 больше не изготавливался.
Его место в Красной Армии постепенно начали занимать трехосные грузовики импортного производства – «студебекеры» поставляющиеся по лендлизу и их аналоги.