На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Маз 506

МАЗ-500 можно по праву считать одним из знаковых автомобилей советского периода. Он стал первым грузовиком бескапотной конструкции, выпущенным в Советском Союзе.

Еще одна такая же модель — МАЗ-53366.

Потребность в такой компоновке автомобиля возникла давно, так как недостатки классической модели уже успели почувствовать во всем мире.

Однако, только к началу 60-х годов качество дорог огромной страны стало достаточным для эксплуатации таких машин.

МАЗ-500 сошел с конвейера Минского завода в 1965 году, заменив предшественников 200-й серии, и до завершения производства в 1977 успел стать легендой отечественной автомобильной промышленности.

МАЗ-500 в его классической версии представлет собой бортовой самосвал с деревянной платформой.

Высокая проходимость, надежность и широкие возможности для доработки сделали возможным его применение практически в любой сфере хозяйства в качестве самосвала, тягача или бортового грузовика.

Благодаря уникальной конструкции этот автомобиль может обходиться без электрического оборудования, если завести его с тягача, чем был вызван большой интерес военных к грузовику.

Базовым двигателей 500-й серии стал ярославский агрегат ЯМЗ-236. Это четырехтактный дизельный V6 без турбонаддува, развивающий момент до 667 Нм при 1500 об/мин.

Как и все двигатели этой серии ЯМЗ-236 весьма надежен и до сих пор не вызывает нареканий у владельцев МАЗ-500.

Двигатель МАЗа 500

Расход топлива на 100 км составляет порядка 22–25 литров, что типично для грузовика такой мощности. (У ЗИЛ-5301 этот показатель 12л/100км).

Сварной топливный бак МАЗ-500 объемом 175 литров имеет две перегородки для гашения гидроударов топлива.

Единственным недостатком агрегата в настоящее время является низкий экологический класс.

Трансмиссия грузовика — пятиступенчатая механика с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах. С ней устанавливалось сначала однодисковое, а с 1970 года — двухдисковое сухое фрикционное сцепление с возможностью переключения под нагрузкой.

Располагалось сцепление в литом чугунном картере.

На заводе Камаз постоянно разрабатываются новые, усовершенствованные модели грузовых автомобилей.

Прочитать про новинки можно здесь.

Задний мост МАЗ-500 является ведущим.

Крутящий момент разделяется в шестеренчатом редукторе.

Это позволяет снизить нагрузку на дифференциал и полуоси, что выгодно отличает конструкцию от автомобилей 200-й серии.

Для различных модификаций выпускались задние мосты с передаточным числом 7,73 и 8,28. которое изменялось путем увеличения или уменьшения количества зубьев цилиндрических шестерней редуктора.

В наши дни для улучшения эксплуатационных характеристик МАЗ-500, например, снижения вибрации, на грузовик часто ставят более современные задние мосты, обычно с ЛиАЗа и ЛАЗа.

Первые МАЗ-500 комплектовались деревянной платформой.

Позже появились варианты с металлическим кузовом.

Самосвал МАЗ-500 оборудовался цельнометаллической трехместной кабиной с двумя дверями. В кабине предусмотрено спальное место, ящики для вещей и инструмента.

Комфорт водителя обеспечивали регулировка сиденья. вентиляция и отопление кабины, а также козырек от солнца.

Более комфортная кабина, например у ЗИЛ-431410.

Лобовое стекло выполнено из двух частей, разделенных перегородкой, но в отличие от 200-й модели привод щеток находится внизу.

Кабина откидывается вперед и открывает доступ к моторному отсеку.

  • Д х Ш х В — 7,1 х 2,6 х 2,65 м,
  • колесная база — 3,85 м,
  • задняя колея — 1,9 м,
  • передняя колея — 1,950 м,
  • дорожный просвет — 290 мм,
  • размеры платформы — 4,86 х 2,48 х 6,7 м,
  • объем кузова — 8,05 м3.
  • грузоподъемность — 7,5 т, (у ЗИЛ-157 — 4,5т)
  • собственная масса — 6,5 т,
  • максимальная масса прицепа — 12 т,
  • полная масса — 14,8 т.
  • максимальная скорость — 75 км/ч,
  • тормозной путь — 18 м,
  • мощность — 180 л. с.,
  • объем двигателя — 11,1 л,
  • объем бензобака — 175 л,
  • расход топлива — 25 л/100 км,
  • радиус разворота — 9,5 м.

Конструкция МАЗ-500 оказалась крайне удачной. что позволило создать на основе самосвала множество модификаций и экспериментальных моделей, среди которых:

    • МАЗ-500Ш — шасси для дополнения кузовом и оборудованием для специальных целей (кран, бетономешалка, топливозаправщик).

    МАЗ 500В

    • МАЗ-500В — модификация с цельнометаллическим кузовом и тентом, выпущенная по военному спецзаказу.
    • МАЗ-500Г — редкая модификация, представляющая собой грузовик с удлинённой базой для перевозки крупногабаритных грузов.
    • МАЗ-500С (МАЗ-512) — модификация для Крайнего севера с дополнительным обогревом и утеплением кабины, пусковым подогревателем и прожектором для работы в условиях полярной ночи.
    • МАЗ-500Ю (МАЗ-513) — версия для жаркого климата, отличалась кабиной с термоизоляцией.

    В 1970 году была выпущена усовершенствованная модель МАЗ-500А.

    Она имела уменьшенную для соответствия международным требованиям ширину, оптимизированную коробку передач, а внешне отличалась в основном новой радиаторной решеткой.

    Максимальная скорость новой версии выросла до 85 км/ч, грузоподъемность поднялась до 8 тонн.

    • МАЗ-504 — двухосный седельный тягач, в отличие от других автомобилей на основе МАЗ-500 имел два топливных бака по 175 литров. Следующий в этом ряду тягач МАЗ-504В комплектовался 240-сильным ЯМЗ 238 и мог перевозить полуприцеп до 20 тонн.
    • МАЗ-503 — самосвал карьерного типа.
    • МАЗ-511 — самосвал с боковой разгрузкой, серийно не производился.
    • МАЗ-509 — лесовоз, отличался от МАЗ-500 и других ранних моделей двухдисковым сцеплением, числами коробки передач и редукторами переднего моста.

    Некоторые МАЗы 500-й серии примерили полный привод — это экспериментальный армейский грузовик 505 и седельный тягач 508.

    Однако, ни одна из полноприводных моделей не пошла в серию.

    Сегодня грузовики на базе МАЗ-500 можно найти на рынке автомобилей с пробегом по цене от 150 до 300 тыс. рублей.

    В основном это машины в неплохом техническом состоянии, выпущенные в конце 70-х годов.

    Даже сейчас автомобили 500-й серии можно увидеть на дорогах бывших советских республик.

    У этой машины есть и свои фанаты, которые не жалея сил и времени тюнингуют старичок МАЗ.


    Как правило, переоборудование грузовика производится ради повышения грузоподъемности и удобства для водителя.

    Двигатель меняют на более мощный ЯМЗ-238, к которому желательно поставить коробку с делителем.

    Если этого не сделать, расход топлива вырастет до 35 литров на 100 км и более.

    Настолько масштабная доработка требует серьёзных вложений, но, по словам водителей, стоит того.

    Для более плавного хода заменяют задний мост и амортизаторы.

    Традиционно много внимания уделяется кабине.

    Автономное отопление, тепло- и шумоизоляция, установка кондиционера и пневмоподвески — вот далеко не полный перечень изменений, которые вносят в МАЗ-500 энтузиасты тюнинга.

    Если же говорить о глобальных изменения, то чаще всего различные модели 500-й серии переделывают под седельный тягач.

    И, разумеется, первым делом после покупки нужно привести МАЗ в рабочее состояние, так как возраст автомобилей дает о себе знать.

    Невозможно перечислить все функции, которые мог выполнять МАЗ-500: панелевоз, армейский грузовик, подвозчик топлива и воды, автокран.

    Этот уникальный грузовик навсегда останется в истории советского автомобилестроения как родоначальник множества хороших моделей Минского завода, таких как МАЗ-5551.

    Картина дня

    наверх