Армейский 3-тонный грузовой автомобиль «Форд G997T» с новым 3,9-литровым движком V8 мощностью 95л.с. цельнометаллическими кабиной и большими фронтальными крыльями штатского эталона.
1941 год.
яю;NG52>5яю;NG52>5
В Германии 1-ые авто "Форд" были собраны по лицензии весной 1926 года, а серийное создание легковых и грузовых машин этой марки началось в конце 1930 года на новеньком заводе в Кёльне.
В отличие от продукции других забугорных подразделений американской компании германский филиал неофициально называли "Форд-Кёльн".С начала 1930-х годов большая часть собиравшихся там штатских автомобилей поступали в Вооруженные силы Германии.
Легковые версии с серийными либо облегченными кузовами служили штабными, разведывательными и санитарными машинами, пикапы оснащались полевыми радиостанциями и легкими мастерскими, грузовики базисных коммерческих серий ВВ и У8-51 перевозили воинские грузы и являлись основой разных надстроек общего предназначения.
Необходимыми задачками нового нацистского управления страны стали расширение и обновление германского "Форда", также собственного рода "национализирование" его продукции для обеспечения независимости германской военной техники от поставок девайсов изделий из-за океана либо с английского филиала.
Принятые меры имели большой фуррор: в период с 1932 по 1939 год каждогодний объем производства возрос с 662 до 17990 автомобилей всех видов — в 27 (!) раз, при этом с 1937 года они все собирались только из германских деталей и раз в год обновлялись.
Равномерно на главное место стали выходить армейские версии серийных коммерческих автомобилей традиционной конструкции с соответствующими для нижнеклапанными 8-цилиндровыми V-образными бензиновыми движками водяного остывания, рессорной подвеской всех 20-дюймовых колес, гидроприводом тормозов и цельнометаллическими кабинами и оперением.
В "Программке Шелла" германский "Форд" заходил в число 6 основных компаний по выпуску армейских заднеприводных грузовиков 3-тонной категории. Первым в 1939 году в Вермахт стал поступать доработанный штатский вариант G917T с 90-сильным мотором У8 рабочим объемом 3,6 л, 4-ступенчатой коробкой, закрытой либо открытой кабиной, стандартной округлой облицовкой радиатора и большими фронтальными крыльями штатского типа.
В 1940 году ему на замену пришел военизированный грузовик G997T с новым движком У8 (3,9 л, 95 л.с.). Обе машины имели единую колесную базу (3988 мм), дорожный просвет — 250 мм, полную массу 5700 кг и достигали скорости 80 км/ч. Тот же агрегат с 1941 года употреблялся и на самых узнаваемых удлиненных бортовых военных сериях V3000S (4х2) и У3000А (4х4) с вертикальной "остроносой" радиаторной решеткой и новейшей 5-ступенчатой коробкой.
1-ая заднеприводная серия выпуска 1941-1942 годов грузоподъемностью 3300 кг с базой 4013 мм носила заводской индекс G 198TS, а упрошенный вариант G398T (FK3500) эталона 1943 года внешне отличался плоскими передними крыльями, дополнительными вертикальными прорезями в передней части капота, более простой грузовой платформой с низкими откидными бортами и фарами уменьшенного диаметра. Полноприводный грузовик G 198TWA с задними двускатными колесами дополнительно снабжался двухступенчатой раздаточной коробкой, имел чуть увеличенные колесную базу (4025 мм) и колеи обоих мостов. Полная масса автомобилей составляла 5840 и 6200 кг соответственно, на шоссе они развивали скорость 82-85 км/ч и обладали довольно невысокой экономичностью: на шоссе расход бензина достигал 32-33 л на 100 км, при движении на местности — 45-50 л. В 1943- 1944 годах для поставки в части Вермахта в Норвегии была собрана партия машин полукапотной компоновки, а для тыловых перевозок автомобили снабжались газогенераторными установками.
Главным недостатком всех грузовиков "Форл" была недостаточная надежность моторов V8 и агрегатов шасси, также трудоемкость обслуживания и ремонта двигателей.
Несмотря на это, в принятой В конце 1943 года программе сокращения номенклатуры военных автомобилей немецкий "Форд" неожиданно получил почетный статус наиболее надежного изготовителя 3-тонных грузовиков, что позволило ему продолжать выпуск самой ходовой серии G 198T/G398T прямо до мая 1945 года. Внешне эти исполнения отличались упрошенной деревянной кабиной с плоскими стеклами и отсутствием ряда второстепенных элементов.
В общей сложности в 1939-1945 годах "Форд- Кёльн" изготовил чуть более 50 тыс. военных грузовиков. примерно по 25 тыс. машин серий G917/G997 и V3000 (G 198/G398), в том числе всего лишь 758 полноприводных версий.
Некоторые модели собирали также на заводе "Форд" в Амстердаме.
В 1942-1944 годах на своем шасси V3000S немецкий "Форд" собрал самое большое количество 2-тонных полугусеничных машин "Маультир" — 13 952 единицы. Это были в главном бортовые автомобили-тягачи SSM (Sd.Kfz.3) с облегченными гусеничными движителями, которые применялись также на машинах "Клёкнер-Дойц-Магирус" и "Опель".
В отличие от них самый мощный 95-сильный полугусеничный "Форд" отличался наименьшей собственной массой (3860 кг), наиболее вместительным топливным баком (110 л) и самой высокой максимальной скоростью движения на шоссе — около 40 км/ч, но расходовал топлива больше всех — от 60 до 120 л на 100 км Зависимо от условий движения.
На таких шасси монтировали различное специальное оснащение, кузова-фургоны и надстройки, например кабину управления запуском ракет "Фау-2" (V-2).
Из-за ненадежной работы двигателя "Форд Маультир" в войсках не считался особенно удачным.
Кёльнский автозавод "Форд" не пострадал от бомбардировок союзников.
Не останавливая конвейера, сразу после войны он продолжил сборку модернизированных машин.
Несмотря на запрет Германии выпускать военную технику. уже в 1947 году там началось производство 3-тонного армейского грузовика на шасси V3000A военного времени.
яю;NG52>5 ,