В 70-х годах XX века СССР в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) должна была сделать, по последней мере, два совсем новых семейства грузовых автомобилей разной грузоподъемности.
Не считая того, решениями «Партии и Правительства» (как тогда гласили) в стране был «взят курс на дизелизацию», и оба семейства надлежало оснастить конкретно такими моторами.
Одно семейство был должен изготавливать ЗиЛ, 2-ое будущий КАМАЗ.
Начальная разработка обоих семейств велась в стенках все такого же ЗиЛа.
Потом, по мере приближения КАМАЗа к реальному выпуску автомобилей, техно документацию трехосной машины грузоподъемностью 10 т передали в Набережные Челны.
В 1980 г. коллектив дизайнеров и конструкторов получил задание в кратчайшие сроки сделать автомобиль на шасси ЗиЛ-130, близкий по внешнему облику к новенькому семейству и снаряженный дизелем ЗиЛ-130ГМД. Работу выполнили в 1981-м, но далее опытнейшего эталона дело не пошло.
Все силы были брошены на окончательную доводку ЗиЛ-169, к этому времени в согласовании с отраслевой нормалью получившему индекс ЗиЛ-4331.
Фары и подфарники отыскали свое окончательное место в расширенном бампере уникальной формы, оперение укоротили, облицовку радиатора из легкого пластика АВС сделали большой, во всю ширину оперения.
Передняя часть автомобиля очень сбавила в весе.
Этот вариант покинул завод в 1985 г. и с малозначительными доделками встал на сборочный поток.
Для новейшей машины был спроектирован V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием.
Его мощность — 185 л. с. Начиная с 1977 года он экспонировался на многих выставках снутри страны как еще одно достижение научно-технического прогресса.
Дизель сблокирован с девятиступенчатой, на сто процентов синхронизированной коробкой. Капот, крылья, облицовка радиатора интегрированы в один общий узел, который, чтоб облегчить сервис агрегата, откидывался на шарнирах вперед. Комфортная кабина снабжена подрессоренным сидением с регулировками в 3-х направлениях.
Грузовая платформа — цельнометаллическая.
Эта машина грузоподъемностью 6 тонн развивает скорость до 95 км/ч, а расход горючего равен 18 — 23 л / 100 км для одиночного грузовика либо 26 - 31 л / 100 км для грузовика с прицепом.
Создание грузовиков нового семейства ЗИЛ-4331 начато в 1986 году.
Появилась версия со сдвоенной кабиной – шасси для спецтранспорта. В 1989 г. был сделан особый вариант для кольцевых гонок грузовиков.
Правда, не считая кабины с оперением, зиловского в нем практически не осталось.
Движок – Caterpillar, задний мост RABA, шины наименьшего размера на блестящих колесах.
И, пожалуй, самая приметная версия автомобиля появилась в 1992 г. Это седельный тягач с отдельным спальным модулем для 2-ух человек, драгфойлером на крыше, боковыми обтекателями и «юбкой» под бампером.
На него предполагалось устанавливать движок ЗиЛ-6454 с увеличенным до 9,55 л рабочим объемом и мощностью 200 л.с. (с турбонаддувом 250 л.с.).
Последующие модернизации касались только перестановок кабин последнего поколения на шасси старенького.
Этой процедуре подверглись ЗиЛ-130, -131, -133, и даже трехосный автомобиль для МЧС (правда, в комплекте с расширенными крыльями).
Эту же кабину ухитрились поставить однажды и на автомобиль вагонной компоновки, встала она и на малотоннажный «Бычок», но оба эти автомобиля уже очень далеки от ЗиЛ-4331.
Многообразие двигателей и недовольство военных интегральным оперением – на бездорожье, при перекошенной раме, практически невозможно «закрыть капот» – заставило создать на базе уже отработанного до мелочей грузовика версию с капотом «аллигаторного» типа (ЗиЛ-4331А).
На ней слегка поменяли места компрессора, генератора, воздухозаборника и других навесных агрегатов двигателя, по этому переднюю кромку оперения удалось опустить почти на 200 мм, что для реального автомобиля сильно много.
43314Б (длиннобазный со спальным отделением в кабине), 4332 (со спальным отделением), 4335 (шасси для установки кузовов), 4421 (седельный тягач) и другие.
ЗИЛ 43305А - седельный тягач 6x4.
Нагрузка на седло 11350 кгс, полная масса тягача 18600 кг, полная масса буксируемого полуприцепа 25800 кг, полная масса автопоезда 33050 кг. Дизельный двигатель ЗИЛ-6454 (200 л.с.)
ЗИЛ 433180 - бортовой ЗИЛ 4x2.
Масса перевозимого груза 8000 кг, полная масса автомобиля 14500 кг, полная масса автопоезда 26000 кг, внутренние размеры платформы 4692 x 2326 x 575 мм. Дизель Д-260.11 ММЗ Е2 турбонаддув
ЗИЛ 433430 - бортовой ЗИЛ 6x6 с тяговой лебедкой.
Масса перевозимого груза 3750 кг, полная масса автомобиля 11170 кг, полная масса прицепа 4200 кг, внутр. размеры платформы 3600 x 2322 x 346 мм.