Как ЗИЛ окончил тесты V-образного восьмицилиндрового мотора ЗИЛ-130Л и появились 1-ые полосы по его серийной сборке, встал вопрос о необходимости подмены морально устаревшего мотора ЗИЛ-120ФБ мощностью 120 л.с. на автобусах Пролаз.
Новые движки были на 30 л.с. сильнее, что позволило прирастить маневренность автобуса, к тому же, совместно с ними Пролазы получили и освеженное сцепление, и коробку ЗИЛ-130.
Внедрение в серию новейшей модели автобуса шло довольно длительно: 1-ый эталон под заглавием ЛАЗ-695Е был собран в конце 1961 года, а серийный выпуск начался только с 1963 года, ну и то, очень малыми темпами — за год их собрали всего 394 экземпляра.
На полную конвейерную мощность львовяне вышли только с апреля 1964 года.
Так как изготовка новейшей модели не велось "с нуля", а на самом деле, выполнялась модификация автобуса ЛАЗ-695Б. все зрительные отличия новинки сводились к модифицированным вентиляционным люкам крыши — вместо трех квадратных стало четыре прямоугольных.
Учитывая эту незначительную разницу (которую можно было заметить, только если смотреть на автобус сверху), также тот факт, что автобусы ЛАЗ-695Е из первой партии 1963 года разъезжали по улицам вместе с предшественниками ЛАЗ-695Б (которые продолжали выпускаться до 1964 года), точно распознать модель "вживую" представлялось маловероятным.
Что уж говорить о проблемах с идентификацией моделей автобусов на немногочисленных архивных фото, дошедших до наших дней.
Предсерийный ЛАЗ-695Е "Львiв" на фоне Калининского (Тверь) автовокзала. "Калинин.
Путеводитель" (1965).
Ситуация кардинально изменилась только с 1964 года.
Тогда ЛАЗовцы пошли на ещё одно косметическое изменение, которое впоследствии надежно закрепилось за всеми моделями автобусов. Контур колесных арок теперь повторял контур колеса, т.е. стал круглым в верхней его части.
Это позволяло безошибочно идентифицировать автобус, принадлежащий к основной серии (после 1964 г).
Кроме того, новые автобусы комплектовались ступицами передних и задних мостов и дисками колёс такими же, какие применялись на ЗИЛ-158.
Также справа внизу появилась ещё одна выхлопная труба.
Теоретически, раннюю серию (без круглых колесных арок) можно классифицировать как опытный ЛАЗ-695Е. что и делают некоторые исследователи ЛАЗовской истории и коллекционеры масштабных моделей.
За всю историю модели ЛАЗ-695Е (с 1961 по 1969), заводчанами было собрано 37916 автобусов, из которых 1346 экземпляров было отправлено на экспорт.
В последний год выпуска на автобусы устанавливался электропневматический привод управления дверьми.
Одним из наиболее удачно отреставрированных автобусов ЛАЗ-695Е является образец, хранящийся в Московском Музее городского транспорта.