По моему глубочайшему убеждению, это самый выдающийся "Mercedes" из всех доныне сделанных. Недаром сами немцы его назвали Grosser - Большой, либо Величавый.
В свое время я опубликовал заметку о 770-м в нашенской газете "Колеса" - ее и привожу ниже.
Any Mercedes – everytime Mercedes. Так было и в далекие тридцатые годы, когда на лимузинах с трехлучевой звездой разъезжали самые что ни на есть сливки общества, включая таких венценосных особ, как японский император Хирохито и германский экс-кайзер Вильгельм II.
живший в качестве эмигранта в Голландии. Особо славилась модель 770, спроектированная в 1930 году Гансом Нибелем – талантливым шеф-конструктором фирмы (его гоночные SSK не раз побеждали в международных соревнованиях класса нынешней Формулы 1).Но рано или поздно, даже самые удачные технические творения устаревают, и в конце 1937 года штутгартский концерн решил-таки обновить свой флагман, начинавший уступать великосветским сверстникам от Horch и Maybach.
Новый "Мерседес-Бенц 770" - детище инженера Макса Зайделя – унаследовал от прародителя восьмицилиндровый двигатель с огромным рабочим объемом 7655 куб. см, который, в придачу обзавелся компрессором, повышавшим мощность до 230 л.с. Просторный семиместный кузов – 6 х 2,07 м приобрел более современные сглаженные формы; рама теперь сваривалась из труб овального сечения, устанавливалась принципиально новая пятиступенчатая механическая коробка передач, а все колеса имели независимую подвеску.
Само собой разумеется, что комфорт по-тевтонски был на высшем уровне. Громадная машина как нельзя лучше соответствовала господствовавшему в нацистской Германии культу гигантизма и арийского превосходства над остальными народами.
С 1938 по 1943 годы было изготовлено 88 подобных "Мерседесов" (с внутризаводским обозначением W150).
На базе 150-го кузова и появилась спецмашина для руководства Третьего Рейха, получившая негласное прозвище "фюрерваген" ( fuehrerwagen ). Первый автомобиль с индексом W150 II был заказан летом 1939 года. Он имел полностью бронированный кузов, пуленепробиваемые стекла и 20-секционные камеры в армированных шинах.
Всего выпустили 31 экземпляр, причем пять из них имели открытый кузов типа "кабриолет-Ф". На этих суперавтомобилях двери, щит передка, спинка заднего сидения, пол кузова были защищены броневыми листами толщиной 9-18 мм.
Толщина пулестойких стекол - 40 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали.
Двери были снабжены электромагнитными замками с центральным управлением.
"Фюрерваген" не был беззащитен: внутри салона в специальных кобурах находилось разнообразное стрелковое оружия, включая ручной пулемет. По показаниям бывшего начальника личной охраны Гитлера, бригаденфюрера СС Ганса Раттенхубера, во время дальних поездок в 1944-1945 годах рейхс-"Мерседесы" экипировали реактивными противотанковыми гранатометами-фаустпатронами. В качестве дополнительной меры безопасности, фары и прожектора-искатели имели избыточную мощность, чтобы ослепить возможного преследователя.
Предусматривались также выдвижные подножки по бортам кузова, на которых при проезде через людские массы стояли телохранители.
Если серийный "семьсот семидесятый" весил около 3400 кг, то его бронированный близнец был на полторы тонны тяжелее. Для сохранения динамических характеристик машины двигатель оснащался не одним, а двумя объемными нагнетателями "Рутс"; подскочила мощность – до 400 л.с. и расход высокооктанового топлива – 38 л/100 км.
При этом максимальная скорость составляла 180 км/ч.
W150 II имел две независимые системы зажигания (две свечи на цилиндр) и дублированный бензонасос.
Запас топлива увеличился со 195 до 300 литров.
На "фюрервагенах" ездили рейхсмаршал авиации Геринг, глава СС Генрих Гиммлер и, конечно же, главный заказчик – Адольф Гитлер. Как правило, на праздновании различных официальных мероприятий и торжеств. кортеж фюрера следовал "треугольником" - впереди открытый "Мерседес" с Гитлером, а чуть поодаль по краям – две аналогичных машины с охранниками - эсэсовцами.
Во время будничных поездок закрытые "фюрервагены" шли колонной из 4-5 машин, к которым присоединялся тяжелый джип, вроде "Хорьха" или "Штейра".
Последний вояж Гитлера на своем "Мерседесе", ведомым верным Эрихом Кемпкой, состоялся 15 марта 1945 года в прифронтовой район Франкфурта - на-Одере.
Немало машин W150 II было погребено под развалинами гаража рейхсканцелярии.
На сегодняшний день сохранилось совсем немного этих уникальных автомобилей.
В британском музее "Импириэл Паллас" находится "кабриолет-Ф", на котором Гитлер в 1940 году принимал парад Победы в Берлине, и "пульман-лимузин" хранится в одной из французских коллекций.
Еще одна машина была презентована в свое время маршалу Маннергейму, и теперь стоит в финском музее, правда, насколько мне известно, это "всего лишь" простой 770-й.
М. ИКСАНОВ
(газета "Колеса" № 46, ноябрь 1997. Иллюстрации журнала
"За Рулем" и вебсайта "Галерея автомотостарины" )
Когда я впервые увидал эту риовскую модель, то меня в ней больше всего поразили размеры (она стояла рядом с 540-м "Мерсом" от Solido) и отдельные пружинящие полуоси для каждого колеса - все как у оригинала.
Снимающийся кожух капота таил под собой двигатель с двумя змеящимися шлангами компрессоров, а благородная вишнево-коричневая окраска так гармонировала с солидными формами кузова и поблескивающими "набалдашниками" колес.
А теперь несколько ложек дегтя - если для своего времени этой модели не было равных, то теперь ее уровень близок к среднему. Можно было бы корректнее проработать фронтальную часть машины, а колесные диски сделать более выпуклыми.
Еще одна беда моделей Rio, выпускаемых со второй половины 90-х: очень некрасивое крепление стекла фар - на квадратной в сечении "ножке" (раньше кружок из оргстекла практически идеально плотно входил в полусферу передней фары, и никаких подкреплений не требовалось). Пресс-формы изнашиваются, об этом свидетельствует увеличившийся облой; а хозяева, видимо, подновлять их не хотят, или не могут.
В-общем, тенденции вполне понятные и нашим коллекционерам.
Крытый Grosser Cabriolet - который вишнево-коричневый, еще из старых моделей "Рио", и по качеству исполнения к нему претензий нет (на него также нанесены молдинги из фольги), а вот Pulmann-Limousine черного цвета уже с "квадратными зрачками"; но и модель эта из поздних - в фирменных каталогах начала 90-х ее не значилось.
Впрочем, может я чересчур привередлив, не знаю.
Сейчас к новому поколению 1:43 предъявляются более жесткие требования, достаточно обратиться к тому же Maybach 1934 года от Minichamps.
Однако я все равно люблю эти модели, ведь стиль "Рио" неповторим.