В 1953-ем году Столичный авто завод приступил к разработке грузового автомобиля ЗИС-125, который позиционировался в качестве приемника модели ЗИС-150.
1-ый опытнейший эталон грузоподъемностью в 4000 кг собрали на предприятии в 1956-ом году.
Спустя 3 года прошли тесты автомобиля, к тому времени получившего заглавие ЗИЛ-130.
В то же время свершилась презентация модели на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.Проектное задание на машину утвердили в 1961-ом году, после этого началось освоение узлов и агрегатов грузовика с тестированием на имеющихся версиях (ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А).
Скоро были выпущены 5 экземпляров ЗИЛ-130, которые потом передали Ярославскому шинному заводу. В 1963-ем году начался массовый выпуск модели. Тогда же к ней пришло и 1-ое признание.
На Интернациональной ярмарке, проходившей в Лейпциге, российский грузовик взял 1-ое место.
Разработка производства и конструкция ЗИЛ-130 привнесли в советскую авто ветвь огромное количество того, о чем ранее водители даже не желали. Так, грузовик оснащался синхронизированной коробкой с косозубыми шестернями, имеющими неизменное зацепление, гидроусилителем управляющего управления, трехместной кабиной (прежние модели выходили с двухместной кабиной), предпусковым подогревателем мотора, шарнирами карданной передачи новейшей конструкции и системой обмыва ветрового стекла.
Машина имела заднеприводную переднемоторную сборку.
Многие восторгались особенно прекрасным для тех пор наружным дизайном ЗИЛ-130.
Автомобиль получил капот «аллигаторного типа», белоснежную либо серую выразительную решетку радиатора, обтекаемые крылья, дополненные плавными ободами и панорамные ветровые стекла.
Но были у модели и суровые недоделки. Посреди их значились неуравновешенные к нагрузкам шарниры карданного вала и постоянные отказы электрического оборудования. Равномерно производителю удалось избавиться от их, что еще более прирастило популярность ЗИЛ-130.
В конечном итоге грузовик получил государственный символ свойства и начал выполняться на экспорт.
В постоянном виде ЗИЛ-130 продержался на конвейере до 1976-го года. На замену модели был должен прийти ЗИЛ-170, но производство приемника началось на Камском автомобильном заводе. Московский автозавод остался с прежней модификацией, после этого ее решили модернизировать.
Грузоподъемность модели нарастили до 6 тонн. Была доработана и конструкция.
Незначительные изменения произошли в облицовке радиатора, подфарники и фары поменялись местами (первые стали бело-оранжевыми).
Улучшенная модификация получила название ЗИЛ-130-76.
Задняя колея автомобиля равняется 1790 мм, передняя – 1800 мм.
Грузовик имеет дорожный просвет в 275 мм.
Показатель расхода топлива у модели ЗИЛ-130 – 32 л/100 км (зимой возрастает до 40 л/100 км).
С учетом большого топливного бака (175 л) без дозаправки автомобиль может проехать около 500 км.
Под капотом первых модификаций ЗИЛ-130 появился 4-тактный 6-цилиндровый V-образный агрегат небольшого объема, рассчитанный на бензин. Карбюратор двигателя с падающим потоком отличался наличием насоса ускорения и пневмоцентробежного регулятора оборотов. На него устанавливались два клапана экономайзера.
Силовая установка имела невысокую степень унификации. Параметры мотора модели «ЗИЛ-Э130»:
Дорожные испытания показали, что технических параметров агрегата для нормальной работы машины не хватало. В конечном итоге в последующих версиях появился более мощный вариант 8-цилиндровый 150-сильный мотор объемом 5,99 л.
Двигатели имели комбинированную систему смазки: разбрызгиванием и под давлением. В нее входили фильтры тонкой и грубой очистки, заключенные в один корпус.
Силовая установка имела принудительную систему питания с подачей горючего топливным насосом.
Система вентиляции картера была клапанного закрытого типа.
Охлаждающая система – закрытая, жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости.
Трансмиссия ЗИЛ-130 включала однодисковое сухое сцепление с механическим приводом, промежуточную опору, карданную передачу, полностью разгруженные полуоси и 5-ступенчатую коробку с двумя синхронизаторами.
Для выравнивания скоростей использовались синхронизаторы.
Передний мост грузовика был сделан из стальной балки двутаврового сечения.
Модель имела зависимую подвеску, установленную на полуэллиптических продольных рессорах.
Клепаная рама включала два штампованных лонжерона, соединенных пятью поперечинами.
Сзади устанавливался буксирный прибор, дополненный резиновым амортизатором.
- колодочный стояночный ручной тормоз барабанного типа;
- классические колодочные ножные тормоза барабанного типа, действующие на все колеса.
Все модификации ЗИЛ-130 оборудовались комбинированным тормозным краном.
На задней части рамы устанавливалась семиклеммовая розетка, необходимая для подключения электрооборудования прицепа.
На щитке приборов грузовика располагались указатель давления масла, спидометр, контрольная лампа уровня заряда аккумулятора, указатель уровня топлива, манометр тормозной системы, индикатор перегрева охлаждающей жидкости, индикатор указателей поворота и контрольная лампа света фар.
ЗИЛ-130 получил трехместную цельнометаллическую кабину с устройством обмыва ветрового стекла, стеклоочистителем с 2 щетками и отопителем. В салоне располагались двухместное пассажирское сиденье и одноместное кресло водителя.
На крыше кабины находились два вентиляционных люка.
На автомобиль устанавливали деревянную бортовую платформу с металлической оковкой и поперечными брусьями. Она имела три откидных борта. На откидном кронштейне, находящемся на правом лонжероне рамы, устанавливалось запасное колесо.
Слева под платформой располагался инструментальный ящик.
Поскольку производство ЗИЛ-130 завершилось, приобрести новый грузовик сейчас не удастся.
Более того, на рынке немного предложений и б/у автомобилей данной модели.
Средняя стоимость машины 1990-1992-го годов с пробегом в 200-250 тысяч км составляет 80000-100000 рублей.