На автомобилях Камаз устанавливают восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные движки (дизель) Камаз-740 с жидкостным остыванием.
Устройство мотора Камаз-740 представлено на рисунке.
1 — маховик; 2 — масляный поддон картера; 3—выпускной коллектор; 4—блок цилиндров; 5—гильза цилиндра; 6 — поршень; 7 — коленчатый вал; 8— поршневой палец; 9 — шатун; 10—крышка первой опоры коленчатого вала; 11—масляный насос; 12 — фронтальный выносной противовес коленчатого вала; 13 — валик привода гидромуфты; 14 — шкив гидромуфты привода генератора; 15 — гидромуфта; 16 — ремень привода генератора и водяного насоса; 17- распределительный вал; 18 — толкатель; 19— включатель гидромуфты; 20 — штанга толкателя; 21 — фильтр центробежной чистки масла; 22 — впускной клапан; 23 — генератор; 24 — коромысло клапана; 25 — правый впускной коллектор; 26 — топливный насос высочайшего давления; 27—ручной топливоподкачивающий насос; 28— свеча электрофакельного пускового устройства; 29— компрессор; 30 — крышка головки цилиндра; 31— головка цилиндра; 32— патрубок впускных коллекторов; 33 — насос гидроусилителя; 34 — шестерня привода топливного насоса высочайшего давления; 36 — шестерня распределительного вала; 36 — блок промежных шестерен; 37 — ведущая шестерня коленчатого вала
Конструкция дизельного мотора Камаз-740 по сопоставлению с существующими дизельными движками обладает рядом преимуществ.
Дизель Камаз-740 имеет относительно маленькие габаритные размеры и наименьшую массу по сопоставлению с движком ЯМЗ-238, у него более высочайшая частота вращения коленчатого вала.
Это позволило уменьшить габариты мотора.
В фронтальной части блока цилиндров соосно с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся фильтр центробежной чистки масла, два масляных фильтра узкой чистки.
Тут же размещены маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне картера мотора.
Движок Камаз-740 имеет с левой стороны в нижней части блока цилиндров установленный электростартер.
С внешней стороны боковых поверхностей головок цилиндров дизеля Камаз-740 крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы.
Сверху к впускным трубам крепятся два фильтра узкой чистки горючего.
На фронтальных концах водоотводящих труб установлены термостаты системы остывания мотора.
Вид мотора КамАЗ-740 в сборе со сцеплением и коробкой (агрегат) показан на рисунке.
Движок Камаз-740 состоит из шатунно-кривошипного механизма и механизма газораспределения, систем смазки, остывания, обогрева, питания топливом, воздухом и выпуска отработавших газов.
У дизеля камаз-740 есть место в развале меж цилиндрами, которое употребляется для размещения распределительного вала, привода к клапанам, топливного насоса высочайшего давления, насоса гидроусилителя управляющего управления, компрессора для подачи сжатого воздуха в тормозные системы автомобиля.
В выпускных трубах дизеля Камаз-740 установлены подвижные заслонки, дозволяющие перекрывать выход воздуха из цилиндров при автоматическом выключении подачи горючего.
Такая конструкция вспомогательного тормоза позволяет использовать компрессию мотора для торможения автомобиля на спусках.
Вспомогательная тормозная система существенно понижает нагрузку на тормозные механизмы автомобиля и наращивает срок их службы.
Техническое сервис мотора Камаз-740 в процессе его эксплуатации облегчено благодаря применению закрытой системы остывания.
Высочайшие пусковые свойства мотора Камаз-740 при низких температурах воздуха обеспечиваются применением массивного стартера, аккумуляторных батарей завышенной емкости, маловязкого моторного масла и пускового подогревателя.
- при гарантируемой мощности – 2600
- при наивысшем вращающем моменте, мин - 1600. 1800
- на холостом ходу, менее:
- малая - 600
- наибольшая - 2930
открытие впускного клапана - 13°
закрытие впускного клапана - 49°
открытие выпускного клапана - 66°
закрытие выпускного клапана - 10°
Высочайшая литровая мощность и маленький удельный расход горючего достигнуты форсированием мотора Камаз-740 по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высочайшей степени сжатий и внедрением тороидальной камеры сгорания.
Трудозатратность технического обслуживания дизеля Камаз-740 в процессе использования существенно снижена благодаря применению закрытой системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью» высококачественных моторных масел, двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.
Высокие пусковые качества двигателя Камаз-740 при низких температурах обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя.
Привод агрегатов двигателя Камаз-740 осуществляется шестернями, имеющими прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.
Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 приводится в действие от ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом роликовом подшипнике, расположенном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров.
Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.
Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода TНВД увеличенной размерности.
Поэтому вал привода ТНВД двигателей 740.10 и 7403.10 не взаимозаменяем с валом привода двигателей Камаз 740.11; 740.13 и 740.14.
Шестерни устанавливаются на двигатель Камаз-740 в строго определенном положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях.
Двигатель Камаз-740 также имеет привод ТНВД, который существляется от шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.
Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни.
С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода пневмокомпрессора и насоса гидроусилителя руля.
Привод агрегатов дизеля Камаз-740 закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока цилиндров. Справа на картере размещен фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме
газораспределения.
Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении.
В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в данном случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком.
В высшей части картера маховика Камаз-740 есть расточки, в которые устанавливаются
пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.