РАФ 10 “Фестиваль” – 1-ый русский автобус, который выпускался серийно.
Серийного создание было запущено в 1957 году и заглавие “Фестиваль” автобус получил в честь глобального фестиваля студентов в Москве в 1957 году.
Предприятие родилось в 1954-м, начав с 29-местных автобусов на шасси ГАЗ-51.
В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать создание микроавтобусов в Риге.
Главный инженер Лаймонс Клеге, конструкторы Я. Оситис, Г. Силс и ещё 4 энтузиаста в деятельном порядке сделали 1-ый микроавтобус РАФ-10. В честь VI Глобального фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль». РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную сборку, металлической несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).
В согласовании с тенденцией конца 50-х годов, в боковых скатах крыши были установлены стекла по четыре с каждой стороны.
Начальная конструкция кузова вызвала много приреканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила движок от ГАЗ-21 «Волга».
В отличие от неких забугорных аналогов с задним расположением мотора, движок РАФа устанавливался над фронтальной осью, его кожух находился меж сиденьями водителя и фронтального пассажира.
Через несколько месяцев Рижский автобусный завод приступил к производству модернизированного варианта микроавтобуса. Он отличался улучшенной конструкцией кузова и системы остывания мотора.
Пассажировместимость осталась прежней.
От предшественника новинку снаружи отличало новое размещение фар и оформление радиаторные решетки. 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было сделано 11 экземпляров.
Опыт, скопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия», построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга».
Завод выпускал всего около 3000 машин в год, а конвейер существовал в виде тележек, которые передвигали вручную.
РАФ-08 «Spriditis» (1957) – макет восьмиместного микроавтобуса с цельнометаллическим кузовом вагонного типа и полунесущей конструкции, сделанный на базе РАФ-10 и оснащавшийся движком МЗМА-407 (РАФ-10 получил агрегат ГАЗ-21В) мощностью 45 л.с.
3-ступенчатой коробкой и ведущим мостом от такого же Москвича 407.
Наибольшая скорость автомобиля составляла 85 км/ч.
От старшей версии «Spriditis» нерентабельно отличался тесноватым салоном (кузов был на одну секцию короче) и достаточно нехорошими динамическими чертами, в серийное создание эта модель микроавтобуса не пошла, которая потом получила индекс РАФ-978.
Практически сразу с «Фестивалем» в Риге в 1958 году сделали микроавтобус, базирующийся на узлах и агрегатах легкового автомобиля «Москвич-407».
Более легкая и малогабаритная машина получила название РАФ-08 «Спридитис» (Spriditis), что в переводе с латышского — «мальчик с пальчик», маленький ловкий сказочный герой.
«Спридитис» получился очень компактным: длинна 4,4 метра, ширина 1,8 метра, высота 2 метра.
На него устанавливался верхнеклапанный двигатель «Москвич-407» со стандартным сцеплением и коробкой. Все остальные узлы и агрегаты тоже стандартные. Максимальная скорость автобуса 85 км/ч и расход топлива на уровне 13 л/100 км.
Передняя и задняя подвески взяты от автомобиля «Волга».
Для усиления конструкции передней подвески её оснастили дополнительными спиральными пружинами внутри стандартных пружин.
Колеса, шины, тормозной привод использован от автомобиля «Волга».
Укороченный на одну секцию "Спридитис" вмещал восемь пассажиров и комплектовался двигателем и задним мостом от "Москвича-407". Но вследствие того, что снаряженная масса микроавтобуса оказалась в полтора раза больше, чем у легковой машины, для получения удовлетворительной динамики возникла необходимость увеличить передаточное число главной передачи.
Поэтому около ступиц задних колес на РАФ-978 ввели понижающие колесные редукторы с передаточным числом 1,45.
По сравнению с "РАФ-977" кузов РАФ-978 имел в боковине не шесть, а четыре окна.