На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зис 10


Производитель: ЗИС
Модель \ семейство: -
Модификации: АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21
Годы на конвейере: 1934-1944
Описание: модели ЗиС

Российские седельные тягачи родились сначала 30-х годов. 1-ый из их носил марку АМО-7 и был построен на столичном заводе в 1932 году.

А через год начали выпускать седельный тягач ЗИС-10 – модификация ЗИС-5.

Он мог буксировать одноосный полуприцеп общим весом 6 000 кг и развивал самую большую скорость 48 км/ч.

Выпуск этих автомобилей длился до 1946 года.
АМО-7 был сотворен по проекту НАТИ на базе АМО-3.

По сопоставлению с АМО-3 база была уменьшена до 2920мм.

Автомобиль предназначался для буксировки 5-тонного полуприцепа, с переходом к производству автомобилей семейства ЗИС-5 работы по нему были прекращены.
В 1937 году Постановлением Совнаркома было предписано организовать выпуск тыщи седельных тягачей ЗИС-10. Эта программка была выполнена отчасти - за три года было выстроено 766 автомобилей, включая 4 опытнейших, построенных в 1935 году.

Автомобиль ЗИС-10 выпускали с1938 по 1941 г.г.
Серийный автомобиль ЗИС-6 (1934-1941г.г.) - трехосная модификация с колесной формулой 6х4.


ЗиС-12 на демонстрании в Москве


Шасси ЗИС-11 (1934-1941г.г.) является предстоящим развитием длиннобазного шасси АМО-4, созданное для монтажа специального пожарного оборудования.

С постановкой на сборочный поток ЗИС-5, шасси стало именоваться ЗИС-11.

Почти всегда ЗИС-11 употреблялся для установки пожарного оборудования.
Серийный автомобиль ЗИС-12 (1934-1938г.г.) - длиннобазная модификация ЗИС-5 (7370мм).
К 1940 г. завод перевоплотился в новое предприятие - одно из больших этой отрасли в Европе.

С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточил усилия на повышение выпуска грузовиков с газогенераторными установками ЗИС-21 и полугусеничных автомобилей ЗИС-22, ЗИС-42, также автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16 (все на базе ЗИС-5).

Газогенераторный автомобиль ЗИС-21 (1938-1941г.г.) представлял собой стандартный грузовик ЗИС-5 с газогенератором типа НАТИ Г-14. В отличие от ЗИС-13 камера сгорания ЗИС-21 производилась из дешевенькой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя алюминием).

Сама установка была проще и надежней, чем у ЗИС-13, а ее масса составляла 440 кг.

Вес чурок в объеме бункера - 80 кг.
Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы с помощью 2-ух главных креплений и 1-го вспомогательного.

В связи с этим была усиленна правая передня рессора.

Всего было сделано 15445 экземпляров ЗИС-21.
В 1939-1940 г. мелкосерийно выпускался грузовик ЗиС-31 с угольной газогенераторной установкой, разработанной на НАТИ под маркой НАТИ Г-23. Общий вес газогенраторной установки составлял 310 кг.

Для ЗиС-31 рекомендовалось использовать темный уголь размером от 10 до 25 мм.

По неким данным было произведено 43 автомобиля ЗиС-31.

Серийный газобаллонный автомобиль ЗИС-30 (1940-1941 г.г.) был расчитан для работы на сжатых газах, но мог работать и на бензине. Газовое оборудование устанавливалось под грузовой платформой.

Сжатый газ содержался в восьми баллонах.

Мощность его мотора оставалась таковой же, как и у бензинового ЗИС-5 - 73 л.с.
Серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-41 (1940-1941, 1942-1944 г.г.) - облегченная газогенераторная модель на шасси ЗИС-5 с газогенераторной установкой Г-69.

Любопытно отметить, что ввиду нехватки горючего в годы войны выпуск этого грузовика был возобновлен в 1942 году на облегченном шасси ЗИС-5В.
От ЗИС-21 автомобиль ЗИС-41 отличался другой, имел соответствующий внешний облик благодаря грубому очистителю (фильтру), расположенному перед радиатором.

Не считая того, на ЗИС-41 устанавливалась стандартная кабина от ЗИС-5, а место под газогенератор высвобождалось за счет выреза части грузовой платформы.

Картина дня

наверх