В отличие от собственной соплеменницы "восьмерки" ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara рассматривается как более "внушительная" машина для домашнего человека - сказывается наличие 5 дверей и, как следствие, наименее экспрессивный вид.
Но этот 5-местный хэтчбек (в особенности первых лет выпуска) не избежал участи именоваться "зубилом" за соответствующие конусновидные обводы кузова.
Переднеприводный ВАЗ-2109 начали продавать с 1987 года.
А более удачную модификацию "девятки" ВАЗ-21093 выпустили в 1990-м году, естественно, с увеличением цены по сопоставлению с 2109. Новое решение фронтальной части с маленьким крылом и отдельным сектором передка и радиатора было выполнено в связи с унификацией с седаном ВАЗ-21099, на котором устанавливали "длинноватые" крылья. Салон схож другим моделям "Спутника".
С начала 90-х авто в комплектации "Люкс" оснащают другой, более современной панелью устройств с тахометром и маршрутным компом. Используемая палитра движков пополнилась мотором с системой распределенного впрыска горючего, обеспечивающим увеличение динамических параметров и улучшения топливной экономичности. На часть выпуска автомобилей предусмотрена установка противоугонной системы.
Дополнительные удобства делают осуществляемые с места водителя электроблокировка дверей и электроуправление стеклоподъемниками.
Бортовая система контроля припоминает о непристегнутых ремнях безопасности, неполном закрытии дверей, оставленном ключе зажигания и работоспособности отдельных узлов.
Базисный ВАЗ-2109 оснащали поперечно размещенным карбюраторным 1,3-литровым 4-х цилиндровым движком мощностью 65 л.с. с которым на сто процентов загруженный автомобиль (нужная нагрузка 425 кг) разгоняется до 100 км/ч за 18 с и добивается скорости 156 км/ч. Его закончили выпускать с 1997 года в связи с прекращением производства недостаточно массивных движков типа ВАЗ-2108.
Более стильную модель ВАЗ-21093 (которая сейчас является единственной "девяткой" в заводской программке) оснащают 72-сильным 1,5-литровым движком ВАЗ-21083, у которого при сохранении высокоскоростных и экономических характеристик на секунду наилучший итог по разгону с места до сотки.
ВАЗ-21093i - с 1,5-литровым инжекторным движком.
Так же выпускалась модификация с движком рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21091).
Сильно мало экземпляров ВАЗ-2109 оснащали четырехступной коробкой, в главном на рынке находятся машины, укомплектованные пятиступной механической КП, которую в предстоящем стали устанавливать на все модели семейства "Самара". Резкий и проницательный, с неплохой оборотной связью управляющий механизм довольно надежен, однако каждые 50 тыс. км пробега следует проводить регулировку зацепления шестерня-рейка на СТО, но качество работы нужно обязательно проверять самим. Попадаются также варианты с "правым рулем", их индексы 21096 (1,3 л) и 21098 (1,5 л).
Передняя подвеска McPnerson несколько жестковата (маловат ход отбоя), но при скоростной езде она обеспечивает стабильный прямолинейный выбег. Особо можно отметить варианты с кузовом "кабриолет", выпускаемые ПО "Тантал".
Впрочем, реальность существования их прототипа, а тем паче серийного его выпуска, вызывает большие сомнения.
Салон автомобиля может быть строго практичен и с претензией на комфорт. В первом варианте - лаконичная "низкая" приборная панель, которая все же достаточно удобна. Передние кресла оборудованы подголовниками.
Для передних сидений верхние точки крепления ремней безопасности регулируются по высоте.
Во 2-м варианте - более информативная "высокая" приборная панель обеспечивает четкий контроль за состоянием бортовых систем автомобиля.
Установка улучшенного интерьера (тканевые обивки сидений, обивки дверей со вставками) позволяет автомобилю приобрести элементы престижности.
При сложенном заднем сидении автомобиль трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный "универсалу".
Дополнительное преимущество дает 5-дверный кузов, превращающий эту модель в "семейный" универсальный автомобиль.
В 1995-м передняя часть вновь прошла рестайлинг: радиаторная решетка перестала оплавляться. Последнюю косметическую модернизацию провели посреди 1997 года.
В остальном комплектация фактически не менялась.
Пластмасса в салоне гремит так же, как и на первых выпусках "Спутника".
Потому что в России успешно продают реэкспортные хэтчбеки семейства ВАЗ-2109, на рынке могут встречаться модели различных исполнений (L, GL и т.п.) и уровней комплектации.
Однако экспортное имя Samara может быть написано и на типично внутреннем автомобиле, потому что панель с надписью недолго прикрепить самому.
Будьте внимательны: для подержанного "Спутника" уже не имеет значения, для экспорта в какую страну он предназначался.
Пятидверный хэтчбек в текущее время выпускают также и в"полицейском варианте" ВАЗ-2109-90 с компактным двухсекционным 654-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля - ВАЗ-415, позволяющим достать иномарки правонарушителей на скорости 200 км/ч. С этим силовым агрегатом хэтчбек снаряженной массой 1015 кг разгоняется до 100 км/ч за 8 с и потребляет 10 л бензина АИ-93 на 100 км пробега. ВАЗ-21093 пытались воскресить в Финляндии на предприятии.
Основные поставки предназначались для Европы, где значительно упал рейтинг марки Lada, которой уже не помогали и специально подготовленные экспортные модификации Samara 1500i с впрыском топлива. Но значительную часть машин реэкспортировали в Россию (пока не подняли ввозные пошлины), потом производство свернули. Из-за относительно высокой стоимости ВАЗ-21093 на внутреннем рынке стандартные для Европы оборудование и системы, обеспечивающие безопасность (надувная подушка, штатная сигнализация, каталитический нейтрализатор), устанавливают только по заказу.
Машины, производимые для отечественного рынка, до сего времени подводит качество, что и определяло (до кризиса) пересадку многих владельцев этого автомобиля на недорогие иномарки. И все-таки "девятка" - постоянный объект "рукоприкладства" тюнинговых фирм. Список опций в данном случае богатый: электропакет, легкосплавные диски колес, четырехфарная система головного освещения, различные аэродинамические и эстетические детали обвески для кузова.
В числе преимуществ можно назвать довольно высокие для отечественных автомобилей динамические качества, отличную управляемость, устойчивость на высоких скоростях и скользких дорогах и невысокую цену (в долларах, по крайней мере - после кризиса).
В модельном ряду АО "АВТОВАЗ" 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателями.
Предусмотрены следующие варианты исполнения: для автомобилей с карбюраторными двигателями - "стандарт" (ВАЗ-21093-00), "норма" (ВАЗ-21093-01) и "люкс" (ВАЗ-21093-02), для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива - "стандарт" (ВАЗ-21093-20), "норма" (ВАЗ-21093-21) и "люкс" (ВАЗ-21093-22).