БелАЗ 548А - карьерный самосвал, грузоподъемностью до 40 тонн, выпускался на заводе БелАЗ с 1968 по 1975 год.
В 1962 году был построен новый 40-тонный самосвал БелАЗ-548. Обе модели БелАЗ 540А и БелАЗ-548 являлись базисными.
Их узлы и агрегаты были положены в базу семейства большегрузных самосвалов, создаваемых Белорусским автозаводом.
Самосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 очень унифицированы и состоят из одних и тех же главных узлов.
Это упрощает освоение их производства, упрощает эксплуатацию.
Кабина одноместная, но по мере надобности в ней, кроме водителя, может поместиться очередной человек, к примеру напарник либо инструктор вождения.
Сборка выполнена по схеме кабина рядом с движком. Такая схема позволяет получить малые базу и длину машины, а как следует, повысить ее маневренность.
Она дает возможность правильно распределить вес по осям, лучшим образом использовать площадь автомобиля (большая часть шасси занята кузовом), уменьшить его свой вес, сделать лучше устойчивость.
На опытнейших образчиках автомобиля БелАЗ-548 применялся движок Д12А-525 мощностью 525 л. с. при 2100 об/мин. В предстоящем он был заменен движком ЯМЗ-240Н двенадцатицилиндровым V-образным дизелем, с углом развала цилиндров 75 градусов.
Аналогичный по конструкции движок ЯМЗ-240 устанавливался на БелАЗ-540. Отличие меж моторами было одно: ЯМЗ-240Н был с турбонаддувом.
Ну и разница в мощности: ЯМЗ-240 выдавал 340 л. с. против 500 л. с. у ЯМЗ-240Н.
Удельная мощность у самосвала БелАЗ-548, которая определяет тяговые свойства машины, находится в границах 7,8-8 л. с/т против 6 л. с./т у автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530.
Движок устанавливается на 3-х точках. Передняя его часть шарнирно крепится на поперечной опоре, опирающейся своими концами на четыре резиновые подушки.
Задняя часть через картер маховика по краям опирается кронштейнами также на четыре резиновые подушки.
С целью увеличения срока службы мотора в карьерных критериях предусмотрена усовершенствованная чистка горючего, масла и воздуха.
Герметизирована заливная горловина топливного бака, по этому существенно уменьшится попадание пыли вкупе с топливом, поступающим в систему питания. Введен фильтр грубой чистки на магистрали от топливного бака к топливоподкачивающему насосу и, в конце концов, использован воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли
На автомобиле устанавливается гидромеханическая коробка, состоящая из гидродинамического трансформатора и трехступенчатой коробки. Такая коробка более много отвечает специфичным требованиям эксплуатации автомобилей на карьерных разработках.
Она содействует повышению срока службы агрегатов и, главное, существенно улучшает условия труда водителя.
Перед гидротрансформатором, в одном блоке с ним, устанавливается повышающая передача, представляющая собой трехвальный редуктор, который служит для увеличения оборотов насосного вала гидротрансформатора и совмещения тем его свойства с наружной чертой двигателя.
Максимальный коэффициент трансформации 3,5.
Гидротрансформатор имеет четыре колеса, отлитых из алюминиевого сплава.
Насосное колесо через кожух жестко связано с ведущим валом, турбинное колесо сидит на входном валу коробки.
Венцы реактора соединены с корпусом через роликовые механизмы свободного хода, обеспечивающие при уменьшении сопротивления движению автомобиля переход гидротрансформатора на режим гидромуфты.
В карьерных условиях значительно изменяется статическая нагрузка на оси у груженого и порожнего автомобиля (о пределах 4:1), возникают большие динамические перегрузки при езде по дороге с неровной поверхностью и при загрузке экскаватором. Вот почему подвеска большегрузных самосвалов обязана иметь переменную жесткость.
Этому требованию наиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска высокого давления со встроенным в нее амортизатором телескопического типа, или, как ее называют, пневмогидравлическая. На самосвале БелАЗ-548 передняя ось подвешена на двух цилиндрах, а задний мост на четырех: по два с каждой стороны моста.
Цилиндры передней и задней подвесок унифицированы по диаметру и конструкции, они отличаются только длиной.
В связи с различными нагрузками рабочее давление воздуха в цилиндрах задней подвески больше, чем в цилиндрах передней.
Пневмогидравлические цилиндры подвески работают по телескопическому принципу. При ходе отбоя масло из кольцевой полости основного цилиндра перегоняется через амортизатор в цилиндр противодавления, сжимая находящийся в нем газ.
Благодаря его сжатию ход отбоя ограничивается.
При ходе сжатия масло под давлением газа заполняет кольцевой объем между основным цилиндром и цилиндром противодавления; в данном случае ограничение хода достигается благодаря повышению давления газа в главном цилиндре.
Уплотнение подвижных соединений пневмогидравлических цилиндров выполнено в виде V-образной фторопластовой или капроновой манжеты.
Для уплотнения неподвижных соединений применены резиновые кольца.
Грузоподъемность 40 т;
вес в снаряженном состоянии 26,5 т;
габариты, м: длина 8,16. ширина (по задним шинам) 3,7. высота (по козырьку кузова) 3,72;
база 4,2 м;
минимальный радиус поворота (по наружному колесу) 9,5 м;
объем грузовой платформы 21,7 м3;
скорость 57 км/час;
двигатель: двенадцатицилиндровый дизель ЯМЗ-240Н с турбонаддувом, рабочий объем 22299 см3, диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм, мощность 500 л. с. при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент 185 кгс*м при 1500 об/мин;
трансмиссия гидромеханическая;
размер шин 20,00X33; подвеска колес пневмогидравлическая независимая;
тормозная система раздельная для передних и задних колес с пневматическим приводом.