На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

652 Паз

ПАЗ-652, -672. ПАЗ-652 выпускался В Павлово-На-Оке и поступал в маленьких количествах в Минск. Его производили с 1958 года на Павловском автобусном заводе.

После его сменил похожий по конструкции ПАЗ-672, имевшийся уже в почти всех парках Белоруссии.

В Минске ПАЗ-652 были в Автобусном парке №3, а ПАЗ-672 поначалу в АП №2, а потом их передали в АП №3.

До середины 2000-х годов последние единицы 672-х перевозили пассажиров в отдельных городках. Например, сначала 2000-х годов один автобус был в резерве автопарка Вилейки и время от времени выходил на маршруты – мне даже довелось на нем проехать, когда он был отправлен взамен сломавшегося Пролаза.

А в Могилеве еще в конце 2007 года я лицезрел два автобуса: один работал на коммерческом маршруте, другой приезжал в город на Днепре с 1-го из райцентров.

Автобус ПАЗ-652 мог перевозить 42 пассажира, из их 23 сидя. В отличие от ПАЗ-651, он уже имел вагонную сборку и цельнометаллический несущий кузов с 2-мя пассажирскими и одной водительской дверью. 4-створчатые пассажирские двери, к огорчению, имели небольшой просвет, съедающийся 4-мя складывающимися внутрь створками.

Двери имели пневмопривод. Движок размещался впереди, около водителя и был закрыт кожухом, обшитым дерматином. Стены салона обшивались поначалу ДВП, а потом декоративным пластиком.

Площадь остекления, как и у многих автобусов тех пор, была достаточно большой. Кроме главных стекло с форточками, у ПАЗ-652 на скатах крыши имелись гнутые стекла с цветной пленкой.

Лобовые стекла были панорамными, как и огромные гнутые стекла, переходящие с боковин на задок. Отапливался салон теплым воздухом от радиатора, как у ЛАЗ-695. Правда, украинский автобус имел заслонку, которая подавала воздух в салон или выводила наружу.

У ПАЗа для этого радиатор имел кожух: чтоб воздух грел пассажиров, его было надо подсоединить к воздуховодам салона.

Автобус базировался на агрегатах грузового автомобиля ГАЗ-51А.

Основание представляло собой лонжеронную раму, но сделанную специально для автобуса, что в отличие от «грузовой» рамы автобуса ПАЗ-651 давало компоновочные достоинства.

К основанию приваривались боковины.

Впереди варилась мощная стойка, а сзади боковины соединялись опорами, образующими просветы заднего окна и лючка в салон.

По таковой же схеме строился каркас следующих моделей – ПАЗ-672 и выпускающегося до сего времени ПАЗ-3205.

652-й оснащался 6-цилиндровым движком такого же объема, что и у ПАЗ-651, но в форсированной версии, развивавшей уже 90 л.с. при 3600 об/мин. Наибольшая скорость составляла 80 км/ч. Передок автобуса не имел обычной большой центральной радиаторной решетки.

Заместо нее появился вырез с сеткой на правой части передней панели, потому что радиатор располагался необычно – справа от двигателя.

Двигатель через сухое однодисковое сцепление и 4-ступенчатую коробку передавал крутящий момент заднему ведущему мосту. Рычаг переключения передач находился справа сбоку водителя и был смещен назад.

Водители жаловались что к концу смены они буквально выворачивали правую руку. Подвеска получила телескопические амортизаторы. Тормозные механизмы были барабанного типа, система имела вакуумный усилитель.

На колеса монтировались шины размерностью 8,25-20’’.

В 1968 году было принято решение серьезно модернизировать конструкцию автобуса. Это было связано с тем, что на Горьковском автозаводе, чьи агрегаты использовал ПАЗ, перешли на выпуск новых моделей грузовиков, сменивших ГАЗ-51.

Новый ПАЗ-672 почти во всем сохранил общие черты кузова и компоновку ПАЗ-652.

На автобус стали устанавливать 115-сильный 8-цилиндровый V -образный двигатель, коробку и передний мост от грузового автомобиля ГАЗ-52А. От «шишиги» - грузовика ГАЗ-66 – автобус ПАЗ-672 получил рулевое с гидроусилителем и телескопические амортизаторы.

Рычаг переключения передач переехал на рулевую колонку.

В салоне устанавливались полужесткие сиденья с обивкой из кожзаменителя.

Справа между первой и второй дверьми было 3 двухместных дивана, слева устанавливались еще 4 двухместных дивана.

У задней стенки располагался диван на 5 человек, напротив второй двери по левому борту - трехместный диван, повернутый в сторону прохода.

Автобусы ПАЗ-672 в Советском Союзе использовались повсеместно. В почти всех небольших городках он работал на городских маршрутах.

Благодаря большому дорожному просвету он отлично себя чувствовал на пригородных маршрутах и мог заехать в глухие отдаленные деревни – особенно если это был ПАЗ в полноприводной модификации.

Общую компоновку на ПАЗе сохранили и при создании последующих поколений автобусов – ПАЗ-3205 (выпускается с 1980-х годов по настоящее время) и ПАЗ-3204 (выпускаются с 2000-х годов).

Также в Беларуси встречалось небольшое количество автобусов ПАЗ-3201.

Но на регулярных маршрутах они не использовались.

Информацию со страницы можно использовать только после ознакомления с разделом "Авторская группа "

Картина дня

наверх