В субботу в Киеве прошел парад трамваев, в рамках которого был презентована новая модель Pesa Foxtrot
Польский трамвай буквально ночью прибыл в Киев и был передан коммунальному «Киевпастрансу» для проведения испытаний. Новинка выгодно отличалась на фоне устаревшего парка киевских трамваев: низкий уровень пола по всему составу, кондиционер, специальный трап для заезда инвалидов на колясках, wi-fi, зарядки для телефонов, удобный салон, мониторы под потолком, а главное – низкий уровень шума.
Представляя новинку, мэр Киева Виталий Кличко отметил, что он рад представить киевлянам первый трамвай нового поколения: «И надеюсь, что не последний» - подчеркнул Виталий Кличко. Кроме того, он сообщил, что польский производитель Pesa готов рассматривает и возможность производства таких трамваев в Киеве. Помимо польской Pesa, заинтересованность в поставках трамваев для Киева высказал и львовский «Электронмаш». Он предоставит свою модель низкопольного трамвая «Электрон» для испытаний через две недели. Более того, львовяне уже даже выиграли тендер киевских властей на поставку 7 составов, но результаты этого конкурса оспорил в Антимонопольном комитете другой украинский производитель – одесская «Татра-Юг», которая до недавних пор была практически единственным поставщиком новых вагонов для Киева. Как видим, свои интересы к киевским поставкам уже обозначили три производителя, но по данным AUTO-Consulting их больше. Ведь киевский тендер - это крупный контракт (городу необходимо 300 новых трамваев), и от него во многом зависит как дальше будет развиваться обновление трамвайного парка по Украине. А это уже 3000-4000 вагонов. Но и сам рынок трамваев – это лишь часть огромного «айсберга». Украине необходимо обновлять 95% всех локомотивов, работающих на «Укрзализнице». Это – миллиарды долларов и тысячи единиц техники и вагонов. Поэтому интерес к украинскому рынку через трамваи проявляют и канадская Bombardier, французская Alstom, немецкий Siemens и китайская CRRC, а также уже упомянутая польская Pesa. В Украине есть и собственные производители. Так, одесская «Татра-Юг» уже не первый год снабжает города своими трамваями. Ездят они и в Киеве. В последние годы огромный прогресс демонстрирует и львовский «Электронмаш». Там не только создали собственную низкопольную модель трамвая под узкую колею, но и в кратчайшие сроки адаптировали ее под «ширококолейку» Киева. В самом Киеве также готовы выпускать трамваи собственной разработки. К примеру, на «Киевском заводе электротранспорта» в 2013 году представили собственную модель «Каштан-2» с частично низким уровнем пола. До этого, здесь также экспериментировали с модернизацией старых чешских Tatra Т3. Однако принципиально новых разработок у киевского завода нет. Но дело даже не в разработках, а в отсутствии средств на закупку техники. Только в 2015 году Кабмин выделил 100 млн гривен на закупку новых трамвайных вагонов отечественного производства для коммунального электротранспорта в Киеве, Львове, Одессе и Мариуполе. Об этом говорится в постановлении правительства №608. Согласно постановлению, Киеву предполагается выделить 49,4 млн гривен, Львову - 41,7 млн гривен, Мариуполю с Одессе - по 4,5 млн гривен. Киевский тендер, в котором победил «Электронмаш» был на 183 млн 750 тыс грн. и это всего за 7 вагонов. Если такими темпами обновлять подвижной состав, то скоро не на чем будет ездить. Поэтому произвести обновление и модернизацию за счет украинской казны не получится. В этой связи, польская Pesa не просто предлагает свои трамваи, а их закупку готово профинансировать польское правительство под невысокий процент. И речь идет о крупной партии 50-100 трамваев. Конечно, кредит будет в валюте, и за него нужно будет рассчитываться, но другого шанса обновить трамвайный парк у Киева, похоже, нет. В мэрии это понимают и стараются воспользоваться польским кредитом максимально эффективно для Киева. Ведь просто купить трамваи за польский кредит – это получить долги, которые нужно будет выплачивать долгие годы. Поэтому киевские власти хотят привлечь Pesa в качестве производителя трамваев в Киев, чтобы не только затем обслуживать в Киеве трамваи, но и выпускать их для других городов. Тогда польский кредит сработает на экономику Украины. Pesa это тоже выгодно. Ведь если ей удастся закрепиться на киевском рынке и поставить сюда 300 трамваев, затем наступит очередь других городов. А там и подойдет время контрактов по локомотивам. Но такие мысли есть не только у Pesa. Активно поучаствовать в украинских инфраструктурных проектах готовы и китайцы. А именно машиностроительная корпорация CRRC. Она уже рассматривает варианты сотрудничества по сборке своей технике в Литве. Были переговоры и с украинскими властями. К тому же китайцы также приходят со своим финансированием под низкие проценты и готовы закрыть всю потребность Украины в трамваях даже с помощью совместных предприятий с «Богдан Моторс», «Татра-Юг» или другими производителями. Как видим, киевский трамвайный тендер очень принципиальный. Он фактически открывает украинский рынок на долгие годы, как в свою очередь чешской ЧКД «Tatra» с ее моделью Т3. На свое время (1964 г) Tatra T3 была очень неплохой и до сих пор возит киевлян. А вот на чем будут ездить жители города в следующем десятилетии мы узнаем уже скоро. Появится ли в Киеве производство польских трамваев?