На сегодня полезные ископаемые из недр нашей земли помогают добывать большие машины - карьерные самосвалы, поражающие всех своими габаритами и необычными структурами.
Карьерные самосвалы класса Ultra Truck появились в XX столетие и носили заглавие Euclid.
Выпустила их компания Euclid Crane and Hoist Company, которая сначала собственной деятельности ченила и продавала различную технику для возведения домов и сельского хозяйства.
И только в 30 годы, просмотрев рыночные сводки, компания приняла решение создавать томные грузовики.
При помощи инженеров братьям Армингтон удалось сделать новейшую не просто грузовую машину, а грузовик, выполняющие определенные цели и задачки. Вид машины был несуразен, но такими конструктивными способностями не обладал, ни один грузовик.
Кузов выполнен в виде ковша и имел заднюю разгрузку, кабину водителя защищал навес, колеса были различны по поперечнику.
Из-за этого самосвал обладал высочайшей проходимостью.
1-ый грузовик мог подымать до 8 тонн груза, и был предназначен для работ исключительно в теплые периоды, потому что водительская кабина не имела дверей и отопительной печки.
Данный самосвал и явился родоначальником современных карьерных грузовиков.
С течением времени хорошей конструкцией самосвала была определена схема с 2-мя осями, обеспечивающими полный либо задний привод, а кузов, которого разгружается, опрокидываясь вспять.
Грузовики, входящие в первую группу, могут иметь гидромеханическую либо электромеханическую коробку.
При всем этом, обычно, гидромеханику употребляют на автомобилях, грузоподъемность которых не превосходит 100 тонн, но есть и исключения.
Машины из 2-ой группы отличаются тем, что имеют все ведущие колеса и дополнительный мост для понижения давления на грунт и улучшающий проходимость.
В тоже время, они имеют ниже характеристики грузоподъемности, чем грузовики с жесткой рамой.
Главным направлением использования таких самосвалов стало преодоление бездорожья.
Сейчас есть много больших производителей самосвалов карьерного класса, но мы разглядим только самых узнаваемых:
Ведя разговор о томных машинах, в уме всплывает сначала производитель "Белаз". Большими чудовищами из Белоруссии гордился весь Русский альянс.
Создание карьерных самосвалов в этой компании всегда развивается, они выпускают все новые модели, которые превосходят прошлые по грузоподъемности и размерам. Сейчас производителем выпускается машина «БелАЗ-75306», весящая 156 тонн и умещающая в собственный кузов около 220 тонн нужных ископаемых. Этот вид карьерного самосвала обладает электрической коробкой и дизелем в 2300 лошадиных сил, это позволяет развить скорость до 45 км в час.
Большей скорости этому суперсамосвалу не надо, ведь нужно держать в голове о сложном управлении этой машины и дорогах, состоящих из грунта.
Машиностроительный завод, производящий "БелАЗов", был построен в 1948 году в Белоруссии. Собственного первенца - БелАЗ-540 завод выпустил в 1961 году, самосвал мог перезвонить до 40 тонн грузов, на тот момент это была большая грузоподъемность. Но производитель не тормознул на достигнутом и с каждым разом усовершенствовал свои модели - увеличивая грузоподъемность и объемы машин.
Так в 1968 году был выпущен грузовик, владеющий грузоподъемностью до 80 тонн, в 1978 - грузоподъемность возросла на 20 тонн, в 1982 - еще на 70, в 90-х годах "БелАЗы" были способны перевозить до 280 т горных пород.
1-ый мощный грузовик "БелАЗ-75600", способный перевозить 320 т грузов появился в 2005 году.
- дизелем с электроуправление;
- передачей с МПУ управлением;
- системой централизованной смазки;
- системой комбинирования тушения пожара с автомат управлением,
- системой видеобзора сзади и с боку;
- кабиной для 2 человек и системой безопасности ROPS.
Осенью 2013 года производитель "БелАЗ" выпустил новинку БелАЗ-75710. Этот карьерный самосвал способен перевозить 450 тонн груза.
В январе 2014 года эта машина установила рекорд Гиннеса, перевезя 503, 5 тонны груза.
БелАЗ-75710 способен развивать наивысшую скорость до 67 км/ч.
Дженерал моторс в 1974 году выпустила Terex 33-19 Titan - этот самосвал как и раньше работает и считается одним из самых большущих грузовиков.
Высота этого трехосного гиганта добивается 7 метров, а вес - 260 тонн, с заполненным кузовом - 650 тонн.
Данный карьерный грузовик работает от двухтактного шестнадцатицилиндрового дизельного мотора мощностью в 3300 л.с.
Компания Terex была сотворена в 1968 году методом преобразования организаций в индустрии США.
Сейчас Terex - одна из больших компаний на земле, которая состоит из 40 разных изготовителей техники и трудится в 120 государствах.
Мощнейшие карьерные грузовики от компании выпускает производитель Unit Rig, входящий в группу компании Terex. Представителем этой компании в России является "Глобал Технолоджи Групп".
Модели ТМТ представлены 9-ю самосвалами на дизельном электрическом двигателе, способными перевозить 109-326 тонн грузов.
Недавно появились компактные и экологические грузовики на дизельном электрическом двигателе с приводом переменного тока.
Их грузоподъемность составляет 109-326 тонн, а мощность двигателя - 895-2090 кВт.
Не только лишь Terex 33-19 Titan имеет большую грузоподъемность, в этом его превзошел Caterpillar-797. Данный самосвал способен перевозить свыше 400 тонн грузов. Вес самой машины - 260 тонн, а размеры такие гигантские, что в кузове легко поместиться большое строение из камня.
Автомобиль оснащен семи кубометровой канистрой для топлива, потому что его расход на 1000 м составляет 783 литра. В движение колеса самосвала приводят два двигателя суммарным объемом 3400 л. с. с несколькими турбинами посредством семискоростной коробки на механике, несмотря на то, что есть мнение - использование электротрансмиссии позволяет получить плавное движение, настолько нужное для такого рода машин.
На карьерных машинах устанавливают коробки не только лишь семиступенчатые, да и пятнадцатиступенчатые и даже больше.
Наивысший скоростной режим Caterpillar-797 просчитать сложновато, потому что электросистема, встроенная в него, ограничивает развитие скорости до 65 км в час. Для такого огромного монстра данное ограничение считается разумным, ведь его габариты огромны: длина - 14,5 м, ширина - 9 м, высота - больше 7 м.
Карьерные грузовики огромных размеров и возможностей перевозить большие тонны грузов существуют и Европейского производства. Так одним из представителей является Liebherr T282B - немецкий автомобиль, выпущенный специально для Австралийских, Южноафриканских и Канадских горных обогатительных комбинатов.
Данный самосвал весит 222 тонны и может перевозить около 336 тон грузов. Liebherr T282B может развить скорость до 64 км в час, благодаря 20-тицилиндровому двигателю мощностью 3650 л.с.
Бак для топлива установлен у грузовика объемом 4 730 л. При поднятом кузове объемы этой махины поражают - он становиться размером с дом из 16 этажей.
Кабина самосвала рассчитана на 2 человек и имеет панель с дисплеем, показывающим не только лишь работу двигателя, его неисправности и много другой необходимой информации.
Теперь для отключения двигателя и обесточивания машины не надо преодолевать кучу степеней, конструкторы установили данную кнопку снизу самосвал недалеко от земли.
Карьерные грузовики от компании Euclid - одни из самых старых самосвалов, их производство началось в 1933 году. Сейчас Euclid состоит в промышленном холдинге Hitachi из Японии и носит название Euclid-Hitachi.
Эта корпорация выпускает различные карьерные грузовики, способные перевозить 36-282 тонны грузов.
Komatsu Dresser Company летом 1995 года выпустила крупнейший карьерный грузовик Komatsu 930Е, способный перевозить 290 тонн груза. Также у этой фирмы существует очередной дом на колесах Komatsu 830Е с грузоподъемностью 231 тонна.
Грузовики оснащены дизель-электрическими двигателями и имеют мощность 1 902 и 1 865 кВт.
Наша страна, имея огромные запасы природных ископаемых, входит в число наибольших потребителей разнообразной техники, задействованной в горнодобывающей промышленности.
Одну из наиболее важных задач выполняют с помощью карьерных самосвалов.
- строительно-дорожные, имеющие грузоподъемность 10-30 тонн;
- автомобили, имеющие шарнирно-сочлененную раму и грузоподъемность которых составляет 10-50 тонн;
- автомобили повышенной проходимости с грузоподъемностью до 400 тонн.
Большую часть рынка занимают грузовики, грузоподъемность которых не превышает 40 тонн.
Использование карьерных автопоездов также широкого применения не получило.
Основным направлением развития карьерных грузоперевозок является увеличение грузоподъемности грузовиков.
Данный параметр, а именно для больших месторождений, оправдывает себя, так как, увеличив среднюю грузоподъемность с 100 до 300 тонн, позволяет сэкономить на транспортных расходах до 25%.
- улучшение проходимости грузовиков;
- более широкое внедрение автоматики в средства регулирования и диагностики;
- повышение компактности автомобилей при тех же показателях грузоподъемности.
Сейчас отечественный рынок таких грузовиков представлен преимущественно моделями таких производителей как БелАЗ, Volvo, Caterpillar, Komatsu, Terex и Euclid-Hitachi.
В ближайшее время все большую часть рынка занимает техника, произведенная на территории РФ на предприятиях, созданных совместно с ведущими производителями.
Так на заводе, расположенном в Ленинградской области, в 2011 году был налажен выпуск востребованного самосвала Caterpillar 773Е, грузоподъемность которого составляет 54 тонны, а пару лет спустя с 2014 года было запущено также производство модели 777G грузоподъемностью около 90 тонн.
В конце 2011 года также была начата российская сборка карьерных грузовиков Komatsu в г. Ярославле, где первой выпускаемой моделью стал 91-тонный HD785-7.
И уже в будущем году сошедшие с конвейера самосвалы отправились к своему заказчику.
В это время совместным предприятием «RM-Terex» в Челябинске было запущено производство карьерных грузовиков Terex, а именно первым стал TR100-RM, с наиболее востребованной тоннажностью 91 тонна.
Рынок в целом после значительного подъема в 2010-2012 годах до 2 тысяч грузовиков в год, сейчас переживает спад и его объем составляет около тысяч единиц ежегодно.
И хотя количество ввезенной техники с каждым годом уменьшалось, лидирующие позиции продолжают занимать БеЛАЗ, Caterpillar, Hitachi.
Доля техники, поставленной из Белоруссии, занимает до 80%, при всем этом максимально (около 40%) представлены самосвалы БелАЗ в сегменте вместимостью 120-240 тонн.
Специалисты прогнозируют, что падение рынка уменьшается и в дальнейшем ежегодный рост ожидают от 1 до 7%.
Наиболее перспективными для развития называются группы по 90-100, 120-150 и 218-240 тонн.
Согласно данным исследователей ожидается увеличение доли производителей Terex, Cat и Komatsu в сегменте большой вместимости.
Но это не скажется негативно на производителе БелАЗ, поскольку вытеснение будет довольно медленным и уменьшение доли будет скомпенсировано ростом рынка в целом.